Предмет и задачи социальной психологии как науки.
Предмет социальной психологии.
Теоретическая область СП: закономерности возникновения и функционирования социально-психологических явлений и процессов, представляющих собой результат взаимодействия людей как представителей различных социальных общностей.
Прикладная СП: закономерности психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в сфере социально-психологических явлений.

Понятие социально-психологических явлений, их критерии.
СПЯ – закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.
Классификация СПЯ – это деление их на виды на основе определенных критериев.
1. Принадлежность к различным группам
• В больших группах – "психология нации",  "классовая психология", "религиозная психология", этническая психология, психология классов, психология религии, политическая психология.
• В малых группах – межличностные отношения, групповые устремления, настроения, мнения и традиции, лидерство
2. Организованные (психология команды, соц-псих климат в коллективе) и неорганизованные=стихийные (психология толпы, массовых коммуникаций, пропаганды, паники, рекламы).
3. Отнесенность к различным классам психологических феноменов
• рационально осмысленные (социальные взгляды, представления, мнения, убеждения, интересы и ценностные ориентации, традиции людей и их групп),
• эмоционально упорядоченные (социальные чувства и настроения, психологические климат и атмосфера)
• массовидные
4. Устойчивость
• динамичные (например, различные виды общения),
• динамико-статичные (например, мнения и настроения)
• статичные(на¬при¬мер, обычаи, традиции)
5. Степень осознанности
• осознанные
• неосознанные

Закономерности возникновения, развития и проявления социально-психологических явлений как научная основа социальной психологии.
Социальная психология имеет право называться наукой в том случае, если она обладает возможностью освещения закономерностей возникновения, развития и проявления социально-психологических явлений.
 законы в области социальной психологии имеют иерархический, субординационный, нелинейный и замкнутый характер
 социально-психологические явления относительно независимы (автономны) и к объяснению их природы подхода «S-R» (стимул-реакция) неприемлем
 социально-психологические явления возникают и проявляются на разных уровнях (макро-, среднем и микро-), в разных сферах (государства, экономики, общества, отдельной личности) и условиях (нормальных, осложненных и экстремальных).
 основной механизм возникновения СПЯ – общение. В результате его формируется личность, образуются малые группы и психология более широких общностей, происходят изменения различной степени сложности. Если иметь в виду механизмы возникновения и распространения социально-психологических явлений, то они подразделяются на умышленно создаваемые (слухи, различные группировки и т.д.), а также стихийно возникающие и распространяющиеся (мода и пр.). К универсальным механизмам социально-психологических явлений относят:
1. подражание - следование какому-либо примеру, образу;
2. внушение - процесс воздействия, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации передаваемого содержания;
3. заражение - процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому;
4. убеждение - метод воздействия на сознание личности;
5. идентификацию - процесс объединения или, точнее, отождествления.
Структура социально-психологической теории.
Социальная психология состоит из двух частей – теории и практики и  выполняет функции – теоретическую и практическую.
Социально-психологическую теорию нельзя представить без частных теорий, т.е. без таких теоретико-прикладных дисциплин, как политическая психология, этнопсихология, психология управления, экономическая психология, экологическая психология и др.
Главная задача социально-психологической теории – освещение основных характеристик социально-психологических явлений, объяснение причин и механизмов, построение прогнозов их развития, а также научное раскрытие и обоснование существа приемов оказания социально-психологической помощи.
Структура социально-психологической теории включает в себя следующие компоненты:
1. методология – учение о позициях в науке.
Общая:
- окружающий мир материален
- материя первична, сознание и психика – вторична
- взаимодействие сопровождается передачей материи, движением, информацией. В результате взаимодействия появляется всё социальное
- в результате эволюции человека взаимодействие перерастает в совместную деятельность людей
- в ходе взаимодействия реализуется влияние людей друг на друга
Специальная:
- в ходе взаимодействия возникают общественные отношения
- общественные отношения включены во все отношения между людьми
- результат общественных отношений – общественное сознание, которое изучается с помощью социальных методов и методик
Частная (методы):
- наблюдение (житейское, научное; включенное, не включенное)
- эксперимент (естественный, лабораторный; констатирующий (срез, на всех 1 методика), формирующий (развиваются определенные качества под воздействием))
- метод анализа документов (в основе – контент-анализ)
- метод обобщения независимых характеристик (анализ мнений)
- анализ результатов деятельности (напр., рисунки)
- опрос (письменный (анкетирование), устный (интервью); прессовый, раздаточный)
- тестирование
- социометрия (диагностика взаимных симпатий/антипатий)
- аппаратурные методы (детектор лжи, кожно-гальваническая реакция, пульс)
2. феноменология - социально-психологические явления, т.е. психические состояния и поведение индивида в группе.
3. социально-психологические закономерности – объективно существующие устойчивые, периодически повторяющиеся, причинно-следственные зависимости социально-психических явлений.
4. социально-психологические механизмы – механизмы, с помощью которых совершается действие закономерностей, и происходят переходы от причины к следствию.
5. теоретическое обоснование праксиологии (методики применения различных воздействий или их совокупностей с точки зрения их эффективности).