2. Современные представления о предмете психологии

Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ в. Эта дискуссия была вызвана двумя важными обстоятельствами:
1) возрастающими запросами практики;
2) изменениями, произошедшими в области самой психологической науки. Советская психология окрепла, появились квалифицированные кадры, возросло количество и качество теоретических и практических исследований. Начало дискуссии положила статья А. Г. Ковалева (1959 г.), в которой рассматривались два основных вопроса:
1) понимание предмета социальной психологии и круга ее задач;
2) соотношение социальной психологии с психологией, с одной стороны, и социологией – с другой стороны.
Социальную психологию интересует человек в обществе. Понимание социальной психологии, рассмотрение ее основной проблематики всегда было тесно связано с междисциплинарным статусом этой науки. Поэтому по традиции изучение курса начинается с осмысления предмета социальной психологии, ее связей с другими науками, в первую очередь со смежными науками: с социологией и общей психологией. Известный историк и философ Б.Ф. Поршнев высказал в свое время предположение, что «социальная психология в своем дальнейшем развитии окажется действительно еще более фундаментальной наукой, еще более «общей», чем сама «общая психология»... До поры до времени в пределах науки психологии останется некоторого рода соревнование: какой из этих составных частей будет принадлежать ведущая роль...». Тенденции развития современной социальной психологии, использование ее методов в широкой психологической практике (в частности социально-психологического тренинга)  действительно свидетельствуют о том, что социальной психологии принадлежит большое будущее.
Рассмотрим несколько подходов к определению социальной психологии. По мнению Г.М. Андреевой, социальная психология изучает закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих групп.
     Е.С. Кузьмин, определяя специфику социальной психологии, писал, что «социальная психология – это область психологии, призванная изучать те психические явления и законы, которые возникают как результат общения людей друг с другом».
     Можно также сказать, что социальная психология изучает влияния на следующих уровнях взаимодействия:
1) человек – человек;
2) человек – общество (группа);
3) группа – группа.
   
На каждом из этих уровней возникают свои социально-психологические явления, которые являются предметом изучения социальных психологов.
    Г. Олпорт предложил следующее понимание социальной психологии в соответствии с американской традицией: «Подавляющее большинство социальных психологов рассматривают свою дисциплину как попытку понять и объяснить, какое влияние оказывает на мысли, чувства и поведение индивидов действительное, воображаемое или предполагаемое присутствие других»
Основные области, которые являются объектом изучения социальной психологии  можно представить следующим образом.
1. Большие группы (социальные стереотипы, массовое сознание, массовые коммуникации, механизмы воздействия и т.д.).
2. Малые группы, организации (структура, лидерство, руководство, развитие группы, сплоченность и т.д.).
3. Общение (структура, типы и виды общения, взаимопонимание и  т.д.).
4. Социальная психология личности (установки, ценности, типы личности, Я-концепция, социализация и т.д.).
5. Практическая социальная психология (социально-психологический тренинг, психология рекламы, политики, искусства, семьи, и т.д.).
         Функции социальной психологии:
1) Аксиологическая функция. Способствует формированию социальных ценностей и приоритетов в жизнедеятельности людей.
2) Методологическая функция. Связана с определением объекта и предмета социальной психологии.
3) Мировоззренческая функция. Синтезирует современные научные представления о природе общественной психологии людей.
4) Прогностическая функция. Раскрывает динамику развития социальной психологии на ближайшую и отдаленную перспективу.
5) Регулятивная функция. Показывает, как и какое воздействие социально-психологические явления оказывают на развитие и функционирование других экономических фенеменов.
6) Теоретико-познавательная функция. Состоит в изучении общественно-психологических закономерностей социальных процессов.
          По мнению В. Вичева, соц. психика реализует ряд важных функций в обществе:
1.  Интеграция и трансляция социального опыта. На этой основе формируется единое направление мыслей, воли и чувств в данной социальной группе.
2. Социальная адаптация. Индивидуальное сознание приводится в соответствие с принципами и нормами, господствующими в данной социальной группе.
3.  Социальная корреляция. Поведение личности приводится в соответствие с нормами, принятыми в данном социуме.
4.   Социальный контроль. Поведение личности регулируется системой неформальных санкций общества.
5. Психологическая разгрузка. Люди освобождаются от социально-психологического напряжения, не нарушая общепринятых норм.
6. Социальная активация. Человеческая деятельность усиливается
благодаря активизации массовых эмоций.
Д. Майерс дает такое определение социальной психологии: «Социальная психология — это наука, которая изучает, что люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу». По мнению ряда авторов, четкости в формулировке понятия социальной психологии до сих пор нет.
     Современные темпы ее развития таковы,  что привели к возникновению целых отраслей социально-психологического знания: политической психологии, управленческой психологии, психологии рекламы, психологии семьи и т.д. Социальные психологи работают в самых разных областях общественной науки и практики: в бизнесе, в муниципальном и государственном управлении, принимают участие в планировании социальных программ, в осуществлении процедур оценки, аттестации и обучения кадрового состава организации, работают в избирательных компаниях, проводят маркетинговые исследования и т.д.
Социальная психология связана со многими науками: с общей психологией, с возрастной и педагогической психологией. Наиболее близкими являются социология и общая психология. Социальная психология изучает такие психологические образования, как социальные потребности и интересы, самосознание и сознание, общественное мнение, умонастроения, внушение, подражание и т.д. Эти образования находятся на границе социологии и общей психологии.
В то время как объектом изучения социологии в первую очередь является общество, для социальных психологов в большей степени интересен человек в обществе. Пограничный характер социальной психологии порожден как спецификой ее предмета, так и особенностями ее происхождения. Первые руководства по социальной психологии были написаны одновременно психологом и социологом.
В американской социальной психологии до сих пор обсуждается вопрос о двойственном статусе социальной психологии. Т. Ньюкому принадлежит высказывание о том, что в США практически существуют две социальные психологии: «социологическая социальная психология» и «психологическая социальная психология». Двойственный статус социальной психологии как науки закреплен в США и организационно, поскольку секции социальной психологии существуют как внутри Американской психологической, так и внутри Американской социологической ассоциаций.
Социальные психологи стремятся прогнозировать поведение людей на основе изучаемых закономерностей общения, массового поведения, особенностей влияния общества на человека и человека на общество. Социологи пытаются прогнозировать развитие общества. Безусловно, это связанные задачи, в русле которых работают и политологи, и историки, и антропологи.
     Социологи и социальные психологи часто используют аналогичные методы исследования, однако социальные психологи включают в свой арсенал еще и эксперименты.
    Социология и социальная психология относятся к циклу общественных дисциплин, которые всегда испытывают влияние со стороны идеологических течений, представленных в том или ином обществе.
Предмет социальной психологии достаточно широк, и можно с двух сторон двигаться к его определению – как со стороны личности, так и со стороны массовых психических явлений. По-видимому, такое понимание более всего отвечало реально складывающейся практике исследований, а значит, и практическим запросам общества; именно поэтому оно и оказалось если не единогласно принятым, то, во всяком случае, наиболее укоренившимся. Можно убедиться, что предложенное в начале главы рабочее определение дано в рамках данного подхода.
Но согласие в понимании круга задач, решаемых социальной психологией, еще не означает согласия в понимании ее соотношения с психологией и социологией. Поэтому относительно самостоятельно дискутируется вопрос о "границах" социальной психологии. Здесь можно выделить четыре позиции. Если воспользоваться предложением американских социальных психологов Макдэвида и Харрари, то все указанные позиции можно свести к двум подходам: интрадисциплинарному и интердисциплинарному. С точки зрения интрадисциплинарного подхода социальная психология является частью другой науки: либо социологии, либо психологии. Интердисциплинарный подход гласит о том, что социальная психология возникает на стыке двух наук: социологии и психологии, и  в связи с этим носит междисциплинарный характер.
Интрадисциплинарный подход
    Позиция 1.
психо социальная психология логия

    Позиция 2.
социо социальная психология логия

Интердисциплинарный подход
    Позиция 3.   Социальная психология возникает “на стыке” двух наук, занимая  ничью землю.
психология социальная психология социология

    Позиция 4.  Пересечение интересов двух наук создает поле для развития социальной психологии.
психология социальная психология социология

     По сравнению с другими психологическими отраслями (психология личности, возрастная психология) социальная психология менее сосредоточена на различиях между индивидами или на особенностях развития личности и более — на том, как люди оценивают друг друга и влияют друг на друга.
Несмотря на кажущиеся довольно существенные различия, все предложенные подходы по существу останавливаются перед одной и той же проблемой: какая же "граница" отделяет социальную психологию от психологии, с одной стороны, и от социологии – с другой. Ведь где ни "помещать" социальную психологию, она все равно при всех условиях граничит с этими двумя дисциплинами.
Что касается социологии, то ее современная структура обычно характеризуется при помощи выделения трех уровней: общей социологической теории, специальных социологических теорий, конкретных социологических исследований. Следовательно, в системе теоретического знания имеются два уровня, каждый из которых соприкасается непосредственно с проблемами социальной психологии. На уровне общей теории исследуются, например, проблемы соотношения общества и личности, общественного сознания и социальных институтов, власти и справедливости и т.п. Но именно эти же проблемы представляют интерес и для социальной психологии. Следовательно, здесь проходит одна из границ. В области специальных социологических теорий можно найти несколько таких, где очевидны и социально-психологические подходы, например социология массовых коммуникаций, общественного мнения, социология личности. Пожалуй, именно в этой сфере особенно трудны разграничения, и само понятие "границы" весьма условно. Можно сказать, что по предмету различий часто обнаружить не удается, они прослеживаются лишь при помощи выделения специфических аспектов исследования, специфического угла зрения на ту же самую проблему.
Относительно "границы" между общей психологией и социальной психологией вопрос еще более сложен. Если оставить в стороне первую интерпретацию социальной психологии как учения о социальной детерминации психики человека, ибо в этом смысле вся психология, ориентирующаяся на культурно-историческую традицию, социальна, то специфическая проблематика социальной психологии, естественно, ближе всего к той части общей психологии, которая обозначается как психология личности. Упрощенно было бы думать, что в общей психологии исследуется личность вне ее социальной детерминации, а лишь социальная психология изучает эту детерминацию. Весь смысл постановки проблемы личности, в частности в отечественной школе психологии, в том и заключается, что личность с самого начала рассматривается как "заданная" обществом. А.Н.Леонтьев отмечает, что деятельность конкретных индивидов может протекать в двух формах: в условиях открытой коллективности или с глазу на глаз с окружающим предметным миром. Но "в каких бы, однако, условиях и формах ни протекала деятельность человека, какую бы структуру она ни приобретала, ее нельзя рассматривать как изъятую из общественных отношений, из жизни общества" (Леонтьев, 1975. С. 82). С этой точки зрения в общей психологии исследуется структура потребностей, мотивов личности и т.д. И тем не менее остается класс специфических задач для социальной психологии. Не говоря уже о тех задачах, которые просто не решаются общей психологией (динамика развития межличностных отношений в группах, сама природа совместной деятельности людей в группах и формы складывающегося общения и взаимодействия), даже относительно личности у социальной психологии есть своя собственная точка зрения: как конкретно действует личность в различных реальных социальных группах – вот проблема социальной психологии. Она должна не просто ответить на вопрос о том, как формируются мотивы, потребности, установки личности, но почему именно такие, а не иные мотивы, потребности, установки сформировались у данной личности, в какой мере все это зависит от группы, в условиях которой эта личность действует и т.д.
Таким образом, сфера собственных интересов социальной психологии просматривается довольно четко, что и позволяет отграничить ее как от проблем социологии, так и от проблем общей психологии. Это, однако, не прибавляет аргументации в пользу более точного выявления статуса социальной психологии между двумя указанными дисциплинами, хотя и дает основания для определения областей исследования. Что же касается статуса, то споры о нем идут до сих пор и в западной социальной психологии. Французские исследователи Пэнто и Гравитц так объясняют основную линию этой полемики... До возникновения социальной психологии были две линии развития проблематики личности и общества: психология анализировала природу человека, социология анализировала природу общества. Затем возникла самостоятельная наука – социальная психология, которая анализирует отношение человека к обществу (Пэнто, Гравитц, 1972. С. 163).
Новая социальная реальность рождает порой и необходимость новых акцентов при исследовании традиционных для данного общества проблем. Так, период радикальных экономических и политических преобразований, происходящих сегодня в России, требует особого внимания, например, к проблемам этнической психологии (особенно в связи с обострением межнациональных конфликтов), психологии предпринимательства (в связи со становлением новых форм собственности) и др. Идея о том, что общество диктует проблемы социальной психологии, должна быть дополнена идеей о том, что долг социального психолога – уметь выявить эти проблемы.
Кроме задач общетеоретического плана общество ставит перед социальной психологией и конкретные прикладные задачи. Прикладные исследования не могут ожидать решения теоретических вопросов, они выдвигаются буквально из всех сфер общественной жизни. Ряд важнейших направлений прикладных исследований определяется сегодня задачами, связанными с теми изменениями в массовом сознании, которые обусловлены именно радикализмом социальных преобразований. Здесь же коренятся и новые возможности для деятельности социального психолога-практика.