3. Системно-деятельностная трактовка социально-психологических явлений.

Теория деятельности А.Н.Леонтьева и возможности ее использования в социальной психологии
Теория деятельности (Т.Д.), рассматривающая личность в контексте порождения, функционирования и структуры психического отражения в процессах деятельности, разработана во второй половине XX в. в трудах Леонтьева.
Предмет рассмотрения в Т. д. – целостная деятельность субъекта как органическая система во всех ее формах и видах. Исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований психического отражения в деятельности, исследуемой в ее филогенетическом, истор., онтогенетич. и функциональном аспектах.
Генетически исходной является внешняя, предметная, чувственно-практическая деятельность, от которой производны все виды внутр. психической деятельности индивид, сознания. Обе эти формы имеют общественно-истор. происхождение и принципиально общее строение. Конституирующей характеристикой деятельности явл. предметность. Первоначально деятельность детерминируется предметом, а затем она опосредуется и регулируется его образом как своим субъективным продуктом.
Взаимно превращающимися единицами деятельности считается потребность <=> мотив <=> цель <=> условия и соотносимые с ними деятельность <=> действия <=> операции. Под действием подразумевается процесс, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Мотив и предмет должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него смысла .
Действие в Т. д. внутренне связано с личностным смыслом. Психол. слияние в единое действие отд. частных действий представляет собой превращение последних в операции, а содержание, которое прежде занимало место осознаваемых целей частных действий, занимает в строении действия структ. место условий его выполнения. Другой вид операций рождается из простого приспособления действия к условиям его выполнения. Операции – это качество действия, образующая действия. Генезис операции состоит в соотношении действий, их включенности одно в другое.
В Т. д. введено понятие "мотива-цели", т. е. осознанного мотива, выступающего в роли "общей цели" и "зоны целей", выделение которой и зависит от мотива либо конкретной цели, а процесс целеобразования всегда связан с апробированием целей действием.
Вместе с рождением действия этой, гл. "единицы" деятельности чел., возникает и основная, обществ, по своей природе "единица" человеч. психики – смысл для чел. того, на что направлена его активность. Генезис, развитие и функционирование сознания производны от того или иного уровня развития форм и функций деятельности. Вместе с изменением строения деятельности чел. меняется и внутр. строение его сознания.
Возникновение системы соподчиненных действий, т. е. сложного действия, обозначает переход от сознательной цели к осознаваемому условию действия, появление уровней осознания. Разделение труда, производственная специализация рождают "сдвиг мотива на цель" и превращение действия в деятельность. Происходит рождение новых мотивов и потребностей, что влечет за собой качественную дифференциацию осознания. Далее предполагается переход к внутр. психическим процессам, появляются внутр. действия, а впоследствии – формирующиеся по общему закону сдвига мотивов внутр. деятельность и внутр. операции. Идеальная по своей форме деятельность принципиально не отделена от внеш., практической, и обе они суть осмысленные и смыслообразующие процессы. Гл. процессами деятельности выступают интериоризация ее формы, приводящая к субъект, образу действительности, и экстеориоризация ее внутр. формы как опредмечивание образа, как его переход в объективна идеальное свойство предмета.
Смысл явл. центр, понятием, при помощи которого объясняется ситуативное развитие мотивации и дается психол. интерпретация процессов смыслообразования и регуляции деятельности.
Личность в Т. д. – это внутр. момент деятельности, некоторое неповторимое единство, выполняющее роль высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами, целостное психол. новообразование, которое формируется в жизн. отношениях индивида в результате преобразования его деятельности. Личн. впервые возникает в обществе. Человек вступает в историю как индивид, наделенный природными свойствами и способностями, а личн. он становится лишь в качестве субъекта обществ, отношений.
Понятием "личность" обозначается относительно поздний продукт общественно-истор. и онтогенетич. развития чел. Обществ, отношения реализуются совокупностью многообразных деятельностей. Иерархич. отношения деятельностей, за которыми стоят соотношения мотивов, и характеризуют личн. Последняя рождается дважды: первый раз – когда у ребенка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчинение его действий, второй раз – когда возникает его сознательная личность.
Становление личн. – это становление личност. смыслов. Психологию личн. венчает проблема самосознания, поскольку главное – это осознание себя в системе обществ, отношений. Личность – это то, что чел. создает из себя, утверждая свою человеч. жизнь. В Т. д. предлагается использовать следующие основания при создании типологии личн.: богатство связей индивида с миром, степень иерархизированности мотивов, их общую структуру.
На каждой возрастной ступени развития личности в Т. д. более представлен какой-либо определ. вид деятельности, приобретающий ведущее значение в формировании новых психических процессов и свойств детской личн. Разработка проблемы ведущей деятельности явилась фундамент, вкладом Леонтьева в детскую и возрастную психологию. Этот ученый не только охарактеризовал смену ведущих деятельностей в процессе развития ребенка, но и положил начало изучению механизмов этой смены, превращения одной ведущей деятельности в другую.
На основе Т. д. разработаны и продолжают разрабатываться деятельностно-ориентированные теории социальной психологии личн., детской и возрастной психологии, патопсихологии личн. и др.

Концепция совместной деятельности и теории коллектива А.С.Макаренко, А.В.Петровского, Л.И.Уманского и др.
Коллектив - явление сложное, в нем наблюдается переплетение мыслей, чувств, стремлений, интересов, увлечений самых разных людей.
Детально определял сущность коллектива А.С.Макаренко. «Нельзя представить себе коллектив, - писал он, - если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив - это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношения частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище». А.С. Макаренко считал, что гуманистическая интерпретация коллектива предполагает наличие определенных признаков, которые и позволяют сделать именно коллектив «инструментом прикосновения к личности». Важнейший признак коллектива, по Макаренко, – это не любая совместная деятельность, а социально-позитивная деятельность, отвечающая потребностям общества.
Макаренко рассматривает этапы развития малой группы:
1. Первичный синтез
2. Дифференциация
3. Вторичный синтез или интеграция
Л.И. Уманским и его сотрудниками в основу характеристики группы как коллектива были положены следующие критерии:
- содержание нравственной направленности группы (единство целей, мотивов, ценностных ориентаций членов группы);
- организационное единство;
- групповая подготовленность в области той или иной сферы деятельности;
- психологическое единство (интеллектуальное, эмоциональное, волевое).
На основе указанных признаков Л.И.Уманский предлагает следующую классификацию групп по уровню их развития:
- группа номинальная;
- группа-ассоциация (общая цель, официальная структура);
- группа-кооперация (общая цель, групповая подготовленность к деятельности);
- группа-корпорация (наличие всех признаков, но нравственная направленность такой группы чаще всего характеризуется групповым эгоизмом и индивидуализмом);
- коллектив.
Признаки коллектива: направленность (есть групповые мотивы и ценности,) организованность подготовленность к выполнению совместной деятельности, интеллектуальная, волевая и эмоциональная  коммуникативность, стрессоустойчивость.
Петровский: групповая сплоченность как ценностно-ориентационное единство группы, это сходство/совпадения отношений членов группы к ценностям, связанным совместной деятельностью.
Одна из наиболее развернутых попыток сформулировать стадии и ступени развития группы, содержится в психологической теории коллектива, разработанной А. В. Петровским. Она представляет группу как состоящую из трех страт (слоев), каждый из которых характеризуется определенным принципом, по которому в нем строятся отношения между членами группы.
1. В первом слое реализуются непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости
(эмоциональный (внешний) уровень – формой проявления служит ситуативно возникающие симпатии-антипатии);
2. во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности
(поведенческий (средний) уровень, соответствующий стадии конфронтации, проявляющийся в согласованности действий участников возникающей в процессе преодоления группового конфликта. В поведении членов группы на этом уровне отсутствует согласованность поступков как формы нравственного проявления человека);
3. в третьем слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы, и, таким образом, его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив
(ценностный (внутренний) уровень соответствующий латентной стадии, формой проявления выступает согласованность поступков членов группы, основанных на осознанном выборе).
Доказать достаточную степень развития группы можно при помощи трех выделенных критериев:
1) оценка выполнения группой основной общественной функции (успешность участия в общественном разделении труда);
2) оценка соответствия группы социальным нормам;
3) оценка способности группы обеспечить каждому ее члену возможности для полноценного развития личности.
Нельзя сказать, что все исследования коллектива в отечественной социальной психологии идут в русле этой концепции. Однако основные идеи, представленные в ней, разделяются большинством авторов. В частности, сама идея определенных стадий развития группы, выделенных на основе уровней развития деятельности, получила широкое признание.
Пути и условия сплочения групп:
1)постоянное изучение и оценка степени сплоченности группы;
2)расстановка людей с учетом их индивидуально-психологических особенностей;
3)организация совместной деятельности членов группы;
4) выявление и нейтрализация отрицательно направленных микрогрупп;
5)формирование общей системы ценностей и здорового социально-психологического климата.

Принцип деятельности в исследовании межличностных отношений, общения, социальной перцепции, групповой динамики, межгрупповых отношений и др. Сознание, ставя цели, проектирует активность субъекта и отражает реальность в чувственных и умственных образах. Предполагалось, что природа сознания является изначально социальной, обусловленной общественными отношениями. Поскольку же эти отношения изменяются от эпохи к эпохе, то и сознание представляет собой исторически изменчивый продукт. Основу связей субъекта с объективным миром составляет деятельность человека, который, изменяя мир, изменяется сам. Исходя из этого положения, Рубинштейн разработал принцип единства воздействия и изучения, согласно которому психология раскрывает свои тайны в процессе преобразования исследуемых объектов посредством практических действий. На основе принципа единства сознания и деятельности Рубинштейном был проведен большой цикл экспериментальных исследований ключевых проблем психологии, прежде всего касающихся когнитивных процессов (восприятия и памяти, речи и мышления).
Обращение к деятельности как присущей человеку форме существования позволяет включить в широкий социальный контекст изучение основных психологических категорий (образ, действие, мотив, отношение, личность), которые образуют внутренне связанную систему.