5. Подходы к определению основных механизмов социализации.
Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. Так, французский социальный психолог Габриель Тард считал основным подражание. Американский ученый Ури Бронфербренер (Социально-экологический подход) механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет. В.С. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, а А.В. Петровский – закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности.
К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:
Импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте (до 7 мес). Однако и на боле поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т.п.
• возможно в достаточно ограниченный (сенсибильный, критический) период времени;
• совершается очень быстро (по результатам единственной встречи с объектом запечатления);
• характеризуется необратимостью;
• происходит без пищевого или иного подкрепления.
В американской психологии Е. Хесс сформулировал "закон усилия":
•  сила запечатления равна логарифму усилия, затраченного животным для достижения значимого объекта в период запечатления.
Экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое освоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами. Некоторые механизмы социализации могут стать частично осознанными во взрослом возрасте. Это экзистенциальный нажим и рефлексия. Речевая культура – мощный фактор, влияющий на становление самосознания и ориентацию личности.
Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае – один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта. Ввел ам.псих. Г.Тард.
За счёт подражания можно усвоить новые формы поведения, при этом подражание может вестись как на уровне самих воспроизводимых действий, так и на уровне осознания смысла этих действий.
• бессознательное («заразительное» зевание)
• направленное
• неосознанное
Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.
Идентичность рассматривается Э.Эриксоном в двух аспектах:
во-первых, как состоящая из двух компонентов: органического и индивидуального, во-вторых, в социальном аспекте, вследствие чего выделяется групповая и психосоциальная идентичность. Групповая идентичность - это включенность личности в различные общности (историческую, географическую, классовые, национальные и др.), подкрепленная субъективным ощущением внутреннего единства и неразрывности со своим социальным окружением. Психосоциальная идентичность - ощущение человеком значимости своего бытия для общества.
Каждый из аспектов идентичности имеет два полюса: положительный (то, каким человек должен быть с точки зрения социального окружения) и отрицательный (то, каким он не должен быть). Формирование идентичности всегда сопровождается противоборством этих двух сторон. В кризисные моменты борьба обостряется, и отрицательная идентичности может взять верх. Для позитивного и поступательного развития личности необходим перевес положительной идентичности над отрицательной.
Механизм полоролевой идентификации (половой идентификации) или полоролевой типизации - усвоение субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для лиц определенного пола. В процессе первичной социализации индивид усваивает нормативные представления о соматических, психологических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин.
Является одним из ведущих механизмов социализации в любом обществе. Она сопровождает реализацию многих других механизмов, таких как социальная оценка желаемого поведения, подражание, конформизм и др.
Механизм социальной оценки желаемого поведения осуществляется в процессе социального контроля. Он работает на основе изученного З. Фрейдом принципа удовольствия – страдания – чувств, которые испытывает человек в связи с вознаграждениями (положительными санкциями) и наказаниями (отрицательными санкциями), поступающими от других людей. В этом случае подкрепляющим и формирующим фактором служит реакция окружающих, а образ взаимного восприятия является регулятором поведения.
Социальная фасилитация предполагает стимулирующее влияние одних людей на поведение, деятельность и общение других. В присутствии фасилитатора человеку легче действовать активно, раскованно и эффективно. Эффект фасилитации возникает при положительном отношении людей друг к другу.
Существует психологический эффект обратного действия – социальная ингибиция. Она проявляется в негативном, тормозящем влиянии одного человека на другого. Такой эффект обычно возникает, когда индивиды испытывают друг к другу негативные чувства – страх, пренебрежение, неуважение, презрение и т.д.

Конформность. Понятие конформности связано с термином «социальный конформизм, то есть некритическое принятие и следование господствующим в обществе стандартам, нормам, стереотипам массового сознания, авторитетам и идеологии.
Конформность - способность человека сделать вид, что он согласен с группой даже тогда, когда на самом деле придерживается совсем иной точки зрения. Такое поведение вызвано необходимостью избежать негативных санкций со стороны окружающих.
Мера развития конформности может быть разной у разных людей. Существует внешняя конформность - внешнее согласие, но при этом индивид остается при своем мнении.
И внутренняя – когда человек реально меняет свое мнение. В целом, сохранение определенной меры конформности является условием оптимальной социализации, а доминирование или отсутствие данного качества может рассматриваться как нарушение процесса социализации.
Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными «Я» человека, с реальными или вымышленными лицами и др.  С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.