7. Основные направления исследований социализации.
Традиционно в социально-психологической литературе понятие социализации определяется как усвоение личностью совокупности существующих социальных норм и правил.
Социализация определяется как двусторонний процесс:
- усвоение человеком социального опыта
- процесс активного воспроизводства этого опыта

Направления изучения социализации:
1) социализация как инкультурация - трансляции культурно задаваемых ценностей, моделей поведения, способов социальной категоризации.
2) социализация как адаптация - анализирует возможные результаты социализации
3) социализация как интернализация - усвоение ценностей, норм, способов поведения и так далее; механизмы, с помощью которых мы усваиваем социальный опыт
4) социализация как конструктуирование реальности - воспроизведение социального опыта

Социализация как инкультурация
(процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры.)
Изучается зависимость формирования личности ребенка и человека вообще от социальных процессов, от социального окружения:
- межличностное взаимодействие
- влияние общества в целом
Кросскультурные исследования. Под влиянием культуры формируются: локус контроля (понятие в психологии, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним, либо внешним факторам), стремление на индивидуальное достижение или же коллективное, активность или пассивность личности, собранность "я-концепция".
В любой культуре всегда содержится нормативный образ человека.
Херсковиц :
социализация и инкультурация проходит одновременно.
В процессе инкультурации, по его мнению, индивид осваивает присущие культуре миропонимание и поведение, в результате чего формируются его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур.
Два этапа в инкультурации:
1) детство
2) зрелость.
Процесс инкультурации начинается с момента рождения - с приобретения ребенком первых навыков и освоения речи, а заканчивается, можно сказать, со смертью. Он совершается по большей части не в специализированных институтах социализации, а под руководством старших на собственном опыте, т. е. происходит научение без специального обучения. Конечный результат процесса инкультурации -человек, компетентный в культуре

Инкультурация происходит с помощью трансмиссии. ( «передача по наследству» от поколения к поколению всех свойственных конкретной культуре особенностей)
Виды культурной трансмиссии:
1) вертикальная трансмиссия - от старшего поколения к младшему
2) горизонтальная трансмиссия - освоение культуры из общения со сверстниками
3) непрямая трансмиссия - трансмиссия, которая происходит при обучении

Социализация как адаптация
Процесс приспособления человека к обществу. Теории социализации здесь:
1) бихевиоризм - адаптация как процесс достижения равновесия между человеком и обществом, а равновесие определяется как отсутствие конфликтов
2) психоаналитическая теория - адаптация как процесс формирования и развития защитных механизмов (защиты могут как стабилизировать личность, так и дестабилизировать)
3) интеракционистский подход - адаптация как освоение нормальтивно-ролевого репертуара и умение разрешать ролевые конфликты
Типы адаптации: аутопластический (изменение себя под мир) и аллопластический (мир под себя).
По (эмпирическим ) исследованиям социализации выделяются три ряда факторов, определяющих успешность адаптации.:
- способность к изменению ценностных ориентаций и «Я-концепции»
- умение находить баланс между ценностными ориентациями и социальными ролями
- ориентация не на конкретные социальные требования, а на принятие универсальной системы ценностей
Общие положения результатов исследования адаптации:
1) социализация понимается как конечный процесс: представление о возможности достижения некоторого конечного, адекватного социальной ситуации, уровня успешности остается неизменным;
2) ход и содержание социализации представляются однозначно заданными социальными требованиями: так, в практике реальных исследований нередко игнорируются возможные рассогласования социальных ожиданий разного уровня общности;
3) социализация - сугубо количественный процесс
4) социализация выступает как процесс, «обращенный назад», как реакция, следующая за изменениями социальной ситуации (сначала меняется ситуация, а потом уже мы адаптируемся к ней)

Социализация как интернализация
Процесс социализации может быть рассмотрен и с точки зрения того содержания, которое заложено в социальном влиянии на личность, т. е. с точки зрения общих механизмов трансляции социального опыта.

Изучаются механизмы трансляции социального опыта по двум линиям:
- линия усвоения моделей поведения
- линия усвоения социальных значений, символов, ценностей, установок и так далее
Исследования усвоения моделей поведения результаты:
1) усвоение ролей зависит от степени объективной и субъективной значимости этой модели
2) успешность интернализации зависит от степени согласованности ожиданий ближайшего социального окружения
3) самоисследования, полоролевая модель поведения и полосоциальная.
Исследование усвоения социальных значений результаты:
1) усвоение социальных ценностей - это многоуровневый процесс
2) усвоение социальных значение - это необратимый процесс
3) фактор успешности усвоения социальных значений - это степень их осознанности
4) индикатор успешности присвоения социальных значений - это добровольное социально-утилитарное поведение

Три типа механизмов:
1) механизм оперантного (при котором вырабатываются новые действия над окружающей средой. Это формирование оперантных (инструментальных) условных рефлексов— активных действий (операций), направленных на достижение цели. Два основных вида такого научения — это метод проб и ошибок и социальное научение.) обучения или обусловливания, классической научение
2) механизм рационализации и интеллектуализации
3) механизм редукции когнитивного диссонанса

В исследованиях, посвященных процессам интернализации поведенческих (в частности, ролевых) моделей, отмечается, что:
• интернализация рhttp://dge2012.9bb.ru/i/blank.gifолей зависит от степени объективной и субъективной значимости самой модели (например, статуса значимого Другого, чье поведение служит моделью);
• успешность интернализации индивидом моделей поведения зависит от степени согласованности ожиданий его ближайшего социального окружения;
• межиндивидуальные различия процесса поведенческой интернализации редки или незначительны.
Социализация как конструирование реальности
Практически во всех определениях и подходах к социализации так или иначе содержатся указания на активную роль самого человека в данном процессе. Активность субъекта проявляется во многих сферах (в выборе той или иной стратегии «совладающего поведения» в трудных жизненных ситуациях и в способах самопрезентации; в приверженности определенной системе ценностей)
На сегодняшний день проблема конструирования человеком социального мира является самостоятельным объектом анализа, составляя предметное содержание психологии социального познания. Под конструированием при этом понимается, как отмечает Г.М.Андреева, приведение в систему информации о мире, организация этой информации в связные структуры с целью постижения ее смысла. Результатом данного процесса становится создание человеком образа социального мира, частью которого является представление о самом себе как его части -социальная идентичность.
для конструкционистского подхода к социализации важны следующие два положения:
• реальность социального мира и реальность внутреннего мира личности это реальности постоянно познаваемые, осмысляемые и интерпретируемые, и в этом смысле - сотворенные;
• способность человека к функционально-смысловой интерпретации действительности связана с двумя особенностями его представлений о мире: имплицитной представленности в них «поля культуры» (нам не нужны специальные действия по идентификации объектов, если мы знаем их культурную функцию) и интенциональности (мы всегда способны представить себе объекты мира по-другому, не такими, какие они есть на самом деле).
Подобный подход позволил окончательно преодолеть традиции «жесткого» детерминизма в решении проблемы индивида и общества, что проявилось, в частности, в активном введении в анализ социализации категории возможного - как при рассмотрении социального поведения, так и при выделении структурных составляющих «Я-концепции» (например, возможной социальной идентичности).