13. Механизмы формирования малых групп.
Психологические механизмы формирования малых групп могут существенно различаться в зависимости оттого, о каком классе групп идет речь.
1) Образование формальных групп, выступающих структурными элементами социальных организаций и институтов, происходит вне прямой связи с потребностями и желаниями людей объединиться именно в рамках данной конкретной группы.
Механизмы вхождения или включения индивидов в формирующуюся или уже существующую группу. К числу таких механизмов относится, в первую очередь, привлекательность данной конкретной группы для индивида.
Вхождение индивида в ту или иную формальную группу определяется интересами и потребностями, не связанными непосредственно с потребностью в общении и объединении именно с данными людьми. Именно этим объясняется известный феномен расхождения между группой членства и референтной группой (или значимым кругом общения), исследованный американским психологом Д.Хайменом (1942), и существование неформальных групп внутри формальных организаций.
2) Неформальные группы образуются на основе потребностей индивидов в общении, участии, принадлежности и т.д.
Механизмы эмоциональной привлекательности, психологической совместимости индивидов. К числу более универсальных психологических механизмов, способствующих объединению людей в малые группы и формированию психологической общности, относятся механизмы взаимного влияния в процессе общения: подражание, внушение, эмпатия, идентификация.
К числу основных психологических механизмов развития малой группы относятся:
1. Разрешение внутригрупповых противоречий:
между растущими потенциальными возможностями и реально выполняемой деятельностью,
между растущим стремлением индивидов к самореализации и усиливающейся тенденцией интеграции с группой,
между поведением лидера группы и ожиданиями его последователей.
Ф. Шамбо:
Развитие группы – результат столкновения противоречивых тенденций, периодически возникающих в ней вследствие рассогласования поведения лидера с ожиданиями, которые связывают с его действиями последователи. Подобное рассогласование приводит группу к дестабилизации и конфликту. Разрешение конфликта заканчивается наступлением «фазы гармонии», характеризующейся стабилизацией отношений и оптимистической направленностью межличностного восприятия, после чего вновь появляются «возмущения» в системе, связанные с очередными противоречиями между лидером и последователями. Лишь по мере прохождения группой целой серии конфликтных фаз и выработки ее членами некоторых общих «культурных» критериев оценки действительности структура группы окончательно стабилизируется.
2. «Психологический обмен» — предоставление группой более высокого психологического статуса индивидам в ответ за более высокий их вклад в ее жизнедеятельность.
Чтобы лучше объяснить суть психологического обмена, обратимся к одной из его разновидностей — так называемому ценностному обмену, в качестве механизма межличностного взаимодействия в малой социальной группе теоретически и эмпирически изучаемому одним из нас. Краткое описание некоторых ключевых положений разрабатываемого подхода мы начнем с определения ценности, понимаемой как материальный или нематериальный предмет, представляющий значимость для человека, т.е. способный удовлетворять его потребности, отвечать его интересам.
И. Альтмен, Д. Тейлор: ценности – любые действия, адресованные отдельным членам группы и группе в целом. Феномен социального взаимодействия (по экстенсивности=широте и интенсивности=глубине).
Стадии: (ДЛЯ ДИАДЫ)
- ориентация (отношения носят характер ограниченных, поверхностных (в основном поведенческих) контактов);
- пробный эмоциональный обмен (контакты часты, но поверхностны (это касается, в частности, обмена между членами диады информацией личностного характера));
- стадия полного эмоционального обмена (контакты глубоки, затрагивают личностные структуры (причем имеет место обмен достаточно значимой для индивидов информацией), но охватывают ограниченные области взаимодействия)
- стадия установившегося обмена (контакты охватывают разнообразные «личностные области» общающихся и развертываются как на интимном (глубинном личностном), так и на поверхностном уровнях).
В соответствии с разрабатываемой моделью предполагается поуровневый характер ценностного обмена в малой группе, обусловливающий определенную последовательность ее развития, этапность (стадийность) складывания в единый социальный организм. Эмпирически возможно зафиксировать как минимум два уровня ценностного обмена, соотносимых с разными этапами жизни группы.
Диадный уровень — наиболее типичный для начального этапа жизни группы, когда она еще не сложилась как целое. В этом случае обмен развертывается между любыми двумя членами группы, а в конечном счете — внутри множества диад, образуемых партнерами по группе, и имеет своим следствием, принимая во внимание акцентированный выше контекст рассмотрения обмена, приписывание индивидами друг другу определенного статуса. И если И. Альтмен и Д. Тейлор по существу описали молекулярный уровень внутридиадного обмена, то применительно к обсуждаемой модели речь идет о молярном его уровне, дополнительно учитывается и такой еще момент, как значительная соподчиненность диадных целей общегрупповым.
Собственно групповой уровень — более всего характеризует сложившуюся группу. В этом случае обмен рассматривается как выходящий за узкодиадные рамки: одной из сторон-участниц обмена становится уже сама группа, выступающая как совокупный коллективный субъект, определяющий в итоге статус своих членов в зависимости от их ценностных вкладов в жизнедеятельность группы.
3. «Идиосинкразический кредит» — предоставление группой высокостатусным ее членам возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению ее целей.
Е. Холландер:
Феномен «идиосинкразического кредита» - это «разрешение со стороны группы на девиантное поведение (поведение, отклоняющееся от групповых норм, характеризуется Е. Холландером как идиосинкразическое)»
Психологическая реальность группы маркируется такими групповыми эффектами как "групповое давление", "групповая сплоченность", "конформизм и нонконформизм", "внутригрупповой фаворитизм".
Психологическим признаком общности (сплоченности) считается: психологическая совместимость, продуктивность и удовлетворенность деятельностью в группе, легкость и правильное протекание коммуникативных процессов. В такой ситуации внешнезаданная структура группы превращается в подобие социально-психологического организма, а групповая сплоченность может быть названа групповым единством. Основанием группового единства может стать актуальная операционная или символическая цель, отношения простой взаимной симпатии или взаимной зависимости. Такое положение индивида в группе легче всего проверяется характеристикой "удовлетворенности" членством в группе. Это и является условием превращения внешне заданной группы в психологическую реальность для индивида.