18. Основные подходы к анализу развития группы
Модели развития группы (Б.Такмен, Г.Стенфорд, А.Роарк, А.В.Петровский, Л.И.Уманский и др.). Внешние и внутренние противоречия жизнедеятельности группы как источник ее развития. Понятие психологической целостности группы (А.И.Донцов).
Развитие малой группы представляет собой процесс смены этапов, или стадий, различающихся по характеру доминирующих тенденций во внутригрупповых отношениях - дифференциации и интеграции.
Концепция Л.И. Уманского поэтапное развитие группы характеризуется последовательной сменой стадий, различающихся степенью психологической интегрированности ее членов в деловой и эмоциональной сферах.
1) этап номинальной группы харак-ся внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных соц. задач;
2) этап группы-ассоциации – этап образования группы, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей), намечается начальная межличностная интеграция в сфере эмоциональных отношений;
3) этап группы-кооперации – образование группы, отличающейся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности;
4) этап группы-автономии, которая характеризуется высоким внутренним единством в сфере деловых и в сфере эмоциональных отношений;
5) этап группы-корпорации происходит в результате изоляции группы и концентрация активности ее членов на узкогрупповых целях, характеризуется опосредованностью отношений личностно значимым, но асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности;
6) этап коллектива – высшая форма развития социальной общности. Это устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы. Отличительной особенностью является интеграция коллектива с другими группами на основе направленности на более широкие социально значимые цели.
Модель развития малой группы, предложенная американским психологом Б. Такменом, основана на выделении двух основных сфер, или измерений, групповой жизнедеятельности: деловой, связанной с решением групповой задачи, и межличностной, связанной с развитием групповой структуры.
В сфере деловой активности Такмен выделяет стадии:
1) ориентировка в задаче и поиск оптимального способа ее решения;
2) эмоциональные реакции на требования задачи, противодействие членов группы требованиям, предъявляемым к ним в связи с решением задачи и противоречащим их собственным намерениям;
3) открытый обмен информацией с целью достижения более глубокого понимания намерений друг друга и поиска альтернатив;
4) принятие решения и активные совместные действия по его реализации.
В сфере межличностной активности Такмен выделяет стадии:
1) «проверка и зависимость», ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения;
2) «внутренний конфликт», связанный с нарушением взаимодействия и отсутствием единства в группе;
3) «развитие групповой сплоченности», преодоление разногласий и разрешение конфликтов;
4) «функционально-ролевая согласованность», связанная с образованием ролевой структуры группы, соответствующей содержанию групповой задачи.
Изменения в сферах протекают взаимосвязанно, а противоречия между ними могут рассматриваться как механизмы группового развития.
К психологическим механизмам развития малой группы относится:
1. Разрешение внутригрупповых противоречий между растущими потенциальными возможностями и реально выполняемой деятельностью, между растущим стремлением индивидов к самореализации и усиливающейся тенденцией интеграции с группой.
2. «Психологический обмен» - предоставление группой более высокого психологического статуса индивидам в ответ на более высокий вклад в ее жизнедеятельность.
3. «Идиосинкразический кредит» - предоставление группой высокостатусным членам возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы, при условии, что они будут способствовать более полному достижению ее целей.
На основе двухфакторной модели группы английские психологи Г. Стенфорд и А. Роарк выделили семь стадий развития группы.
1. Этап формирования представлений о группе и друг друге. Первые межличностные взаимодействия в это время еще очень осторожны, и ведут к образованию диад.
2. Вторая стадия – период формирования групповых норм, начало складывания группового самосознания.
3. Стадия конфликта – наблюдаются столкновения между отдельными членами группы в силу переоценки ими своих возможностей и стремление решать все проблемы самостоятельно, не консультируясь.
4. Четвертая стадия – переход от состояния конфликта к состоянию сбалансированности между участниками. Общение становится более конструктивным и открытым. Появляются элементы групповой солидарности и сплоченности.
5. Возникновение чувства «Мы», в котором проявляются забота всех участниках о группе, интерес к ней и сплочения на этой стадии заметна тенденция к интеграции групповой и индивидуальной цели.
6. На шестом этапе, картина мира меняется и доминирующую роль теперь играет не деловая, а эмоциональная активность, личные взаимодействия становятся особенно тесным («Я–ТЫ»), происходит переоценка групповых норм.
7. Актуализация – высший этап групповой зрелости, когда уровни эмоциональной и деловой сферы выровнены и сплоченность высока. Группа открыта для проявления и разрешения конфликта.
Психологическая теория коллектива (А.В.Петровский)
Критерии развития группы
1) степень опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности и ее общественная значимость. По первому критерию уровень развития группы можно определить в континууме от диффузной группы (случайного собрания людей, не связанных совместной деятельностью) до высокоорганизованных групп, межличностные отношения в которых максимально подчинены целям совместной деятельности и опосредствованы ею.
2) По второму критерию можно выделить группы с положительной и отрицательной социальной направленностью. Развитие группы характеризуется динамикой изменения ее свойств по обоим параметрам, что предусматривает возможность регрессивного изменения отношений (изменение социальной направленности с позитивной на негативную или узкогрупповую) и дает возможность четкой типологизации многочисленных реально существующих групп по предложенным параметрам.
Виды противоречий в группе:
- между растущим потенциалом группы и реальной деятельностью;
- между стремлением индивидов к самореализации и тенденцией к интеграции с группой;
- между поведением лидера группы и ожиданиями его последователей.
Шамбо говорит, что группа развивается в только результате таких столкновений, группа должна прожить серию противоречий, возмущений, только потом может быть стабилизация и гармония в группе.
Донцов: групповая сплоченность как ценностно-ориентационное единство группы, это сходство/совпадения отношений членов группы к ценностям, связанным совместной деятельностью