22. Содержание и структура психологии больших социальных групп

Сложность исследования психологии больших социальных групп – это необходимость комплексного подхода, объединения усилий ряда научных дисциплин.
Каждый человек включен в различные социальные общности, или большие группы.

Под большими социальными группами в социальной психологии понимают "…группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании".
Существуют два вида общностей людей, которые определяют специфические социально-психологические особенности групп. Основанием для разделения этих видов групп служит характер связей. В первом случае — это объективные социальные связи данной общности. Так, социальный класс как большую группу характеризует место, которое он занимает в системе объективных социально-экономических отношений и которое определяется общественным разделением труда. Основанием для выделения нации как социальной группы служит определенная система объективных социальных связей. Принадлежность людей к этим группам не зависит от их воли и сознания. Она определена объективно.
К другому типу общностей относятся группы, принадлежность к которым является результатом сознательного стремления людей к объединению на основе общих целей и ценностей. Примерами таких общностей являются профессиональные ассоциации, партии, общественные движения. Психологические явления составляют основание этих объединений. Это — психологические общности.
Большие социальные группы классифицируются и по другим признакам.
По длительности существования выделяют более долговременные (классы, нации) и менее долговременные (митинги, аудитории, толпа) группы.
По характеру организованности группы делятся на стихийно возникающие (толпа) и сознательно организованные (партии, ассоциации).
Можно также говорить обусловных и реальных группах. При этом существенным считается признак контактности и взаимодействия. Половозрастные и профессиональные группы являются не реальными, а условными. К реальным большим группам с короткими, но тесными контактами относятся митинги и собрания. Большие социальные группы могут быть открытыми и закрытыми. Членство в последних определяется внутренними установлениями групп.
Выделяют следующие общие признаки больших групп.
1. Нравы, обычаи, традиции.

2. Образ жизни. В основе лежат определенная система социокультурных ценностей, приоритетов; картина мира; круг общения, интересы, потребности; социальные стереотипы, привычки. Образ жизни – это существенная характеристика не только отдельных социальных групп, но и поколений (например, «шестидесятники»).
Существуют различные образы жизни: здоровый; нравственно-здоровый; замкнутый, аскетичный; богемный; студенческий. Согласно другой классификации выделяют армейский, городской, сельский, монашеский, курортный образы жизни и т. д.
3. Специфический язык.
4. Ценности и стереотипы. Длительное время существования больших
групп требует учета временных характеристик: синхронизации (анализа процессов, протекающих в одно и тоже время), диахрони-зации (анализа процессов в их временной протяженности) и трансляции (изменения признаков группы от поколения к поколению).
Структура психологии большой социальной группы – это различные психические свойства, психические процессы и психические состояния подобно психике отдельного человека.
Исследователи выделяют две составные части этой структуры:
1) психологическую как устойчивое образование (национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т. п.);
2) эмоциональную как динамическое образование (интересы, настроение).
Также существует проблема соотношения психологических характеристик большой группы и сознания каждой отдельной личности, в нее входящей. В самом общем виде эта проблема решается так: психологические характеристики группы представляют собой то типичное, что характерно всем индивидам, и, следовательно, отнюдь не сумму черт, свойственных каждой личности.
В самом общем виде эта проблема решается так: психологические характеристики группы представляют собой то типичное, что характерно всем индивидам, и, следовательно, отнюдь не сумму черт, свойственных каждой личности. Известный ответ на этот вопрос содержится у Л.С.Выготского в его рассуждениях о соотношении "социальной" и "коллективной" психологии. Как известно, термином "социальная психология" Выготский обозначал психологию, исследующую социальную обусловленность психики отдельного человека. "Коллективная" же психология, в его понимании, приблизительно совпадает с тем, что сегодня называется социальной психологией. Поэтому целесообразно рассмотреть значение, которое в работах Выготского придается именно термину "коллективная психология". Он поясняет значение этого понятия при помощи следующего простого рассуждении. "Все в нас социально, но это отнюдь не означает, что все решительно свойства психики отдельного человека присущи и всем другим членам данной группы. "
Существенный вклад в исследование психологии больших социальных групп внесен концепцией «социальных представлений», разработанной во французской психологической школе (С. Московичи). Она в значительной мере претендует на то, чтобы предложить одновременно и метод исследования больших групп.
Под социальным представлением в этой концепции понимается обыденное представление какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, т.е. способ интерпретации и осмысления повседневной реальности.
Социальные представления (первоначально – коллективные представления) – термин, предложенный Э. Дюркгеймом для обозначения компонентов системы знаний, мнений, норм поведения, сложившихся в социальном опыте. Коллективные представления обладают всеобщностью и необходимостью, являются продуктом длительного развития, создаются обществом, а не личностью; они аффективно окрашены и принимаются каждым человеком без рассуждения. Признание влияния на человека коллективных представлений меняет понимание человека, как источника наиболее высших форм духа.

В социальной психологии XX в. психологические характеристики  групп описываются как формы коллективного поведения. Учитывая, что термин «коллектив» в русском языке имеет весьма специфическое значение, целесообразнее определять названный тип поведения как массовое поведение, тем более что стихийные группы действительно выступают его субъектом.
Массовое поведение стало объектом изучения представителей различных научных направлений со второй половины XIX века. Первыми исследователями психологии масс были представители двух психологических школ. Немецкой школы психологии народов во главе с В. Вундтом, М. Лазарусом и Г. Штейнталем и франко-итальянской школы Г. Лебон, Г. Тард и др.
Среди отечественных ученых данной проблеме уделяли внимание М.Г. Михайловский (субъективная социология), В.М. Бехтерев (коллективная рефлексология), А.Л. Чижевский (гелиопсихология).
Массовое сознание - база массовых действий, поведения. Массовые действия могут быть слабо организованными (паника, погромы) либо достаточно подготовленными (демонстрация, революция, война).
Массовое поведение (в том числе и стихийное) - это термин политической психологии, которым обозначают различные формы поведения больших групп людей, толпы, циркуляции слухов, паники и прочих массовидных явлений.
К основным формам массовых действий поведения относятся: слухи, массовая истерия, паника.
Социологические исследования этих вопросов начались с разработки теории толпы. Наибольшую известность в данной области получила концепция французского социального психолога и социолога Г. Лебона (1841-1931). В соответствии с этой концепцией толпа обладает собственной коллективной психикой, в которой как бы растворяется психика отдельных людей. В толпе человек теряет свой индивидуальный облик и начинает вести себя непредсказуемо. Г. Лебон выделил три фактора, определяющих поведение толпы:
• безликость толпы, порождающую чувство безответственности и вседозволенности у принимающих участие в коллективных действиях;
• склонность к подражанию и восприятию «заразительных» эмоций, способствующих сохранению единства социальной массы;
• повышенную внушаемость толпы, ее готовность подчиняться фанатичным лидерам, следовать их призывам и лозунгам.
В современной социальной психологии проблема толпы находится в центре внимания таких известных психологов как Московичи и Милграм.
По мнению Щепанского, роль толпы многократно увеличивается в периоды социальных кризисов.
Г. М. Андреева называет 3 основных типа толпы:
Толпа — образуется на улице по поводу события; длительность существования зависит от его значимости.
Масса — стабильное образование с довольно нечеткими границами, более организованное, сознательное и длительное, чем толпа, но все еще достаточно разнородна и поэтому не слишком устойчива.
Публика — кратковременное образование для просмотра зрелища, она более управляема, т.к. собирается сознательно и с целью.
Существуют и другие классификации толпы. Так, толпы разделяют на активные и пассивные. Пассивные толпы в свою очередь делятся на случайную толпу (толпа по поводу неожиданного события), конвенциональную толпу (толпа по поводу оговоренного заранее события, например, концерт или митинг) и экспрессивную толпу (переходное состояние между пассивной и активной толпой). Активная толпа бывает агрессивной, панической и стяжательской (движима желанием обладать чем-либо).
Формы массового поведения - коллективные действия, предпринимаемые людьми в целях преодоления возникших опасностей или изменения существующего положения дел. К формам массового поведения социологи относят моду, увлечения, панику, слухи, погромы, массовую истерию, бунты, демонстрации, революции, войны.
При этом массовые действия могут быть слабо организованными (погромы, паника) либо достаточно хорошо подготовленными (демонстрации, революции, войны).
Несколько иной тип массового поведения представляют социальные движения, под которыми принято понимать коллективные действия, способствующие или препятствующие социальным изменениям.
Социальные движения, как правило, возникают стихийно и отличаются низким уровнем организованности: они не имеют управленческого аппарата, четких уставных требований. Участники социальных движений достаточно автономны в своих решениях и действиях. Совокупность требований к ним определяется целями и ценностями движения и поддерживается лидерами, их моральным авторитетом.
Многообразие социальных движений позволяет их классифицировать по самым различным критериям. По своей направленности социальные движения могут быть прогрессивными и регрессивными. Первые обращены в будущее, содействуют переменам в обществе, формированию новых ценностей, норм, институтов; вторые апеллируют к прошлому, выступают за возврат к старым порядкам, традициям, верованиям.
По своим целям и содержанию социальные движения могут быть общественно-политическими, профессиональными, экологическими, пацифистскими, молодежными, феминистскими, религиозными, национальными, правозащитными, культурно-историческими, спортивными и др.
В зависимости от стратегии действия выделяют инструментальные и экспрессивные движения. Первые стремятся завоевать политическую власть или оказывать на нее давление для достижения своих целей, вторые добиваются своих прав с помощью различных форм эмоциональной экспрессии.
В более широком историческом контексте социологи выделяют утопические движения, направленные на построение совершенного общества.
Исследование больших социальных групп сопряжено с рядом трудностей. Во-первых, это связано с тем, что в истории социальной психологии нет устоявшейся традиции исследования больших групп. Ряд исследователей, особенно зарубежных, вообще считают, что этим должны заниматься социологи, а не психологи. Тем не менее, наши исследователи утверждают, что изучение больших групп - очень важный раздел социальной психологии. По сути, для малых групп, большие - являются контекстом, влияющим на нормы, ценности, способы взаимодействия внутри группы и т. д. То есть, вслед за Дилигенским можно сказать, что «содержание социально значимых черт человеческой психики формируется именно на макросоциальном уровне». Более того, большие группы задают не только черты психикиотдельного человека, но и определяют смысл его существования.
Во-вторых, трудности в исследовании больших групп возникают в связи с отсутствием такого богатства методик изучения, каковое имеется в отношении малых групп. Это закономерно, в силу недостаточной разработанности проблемы в психологии. Тем не менее, можно назвать ряд методов, которые применяются для изучения больших групп:
•                   Это методы других наук. Методы этнографии, которые применяются дляанализа нравов, традиций, обычаев. В частности, это сравнительные исследования. Методы социологии, а именно различные приемы статистического анализа, позволяющие выявить корреляции между различными общественными явлениями. Методы языкознания, использующиеся для анализа языка групп.
•                   Особый метод в исследовании больших групп был разработан во французской психологической школе. С. Московичи была предложена концепция «социальных представлений». Социальное представление – это обыденное представление какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях. С их помощью каждая группа конструирует свой образ социального мира. Изучение большой группы строится на анализе социальных представлений, присущих данной группе.
В-третьих, трудности исследования больших групп связаны с включенностью наблюдателя в эти группы, невозможностью выйти за их пределы.
В-четвертых, ограничены возможности экспериментального исследования. При исследовании больших групп возможен только мыслительный, логико-теоретический эксперимент.
В последние годы специальному исследованию стали подвергаться также позы и жесты, типичные для различных этнических групп. Известно, например, что итальянцы и евреи отличаются оживленной жестикуляцией. Однако изучение этой жестикуляции показало, что еврейская и итальянская жестикуляция существенно различны, и отсюда ученые пытаются делать некоторые выводы о различии соответствующих национальных характеров. Непосредственное наблюдение является ценнейшим источником информации о национальном характере, хотя оно сопряжено и с определенными трудностями. Во-первых, присутствие постороннего наблюдателя влияет на поведение людей, которые уже не могут чувствовать себя свободно и естественно. Чтобы избежать этого, наблюдатель должен длительное время жить в этой этнической группе, сродниться с нею. Вторая трудность непосредственного наблюдения состоит в том, что фиксировать все проявления поведения невозможно, да и бессмысленно. Если же прослеживать только какую-то определенную линию поведения, скажем, определенные жесты или определенную систему взаимоотношений, то можно исказить картину целого. Наконец, третья, самая большая сложность состоит в интерпретации наблюдаемых жестов, поступков и т. д. Ведь все они имеют смысл лишь в контексте определенной, специфической культуры. Один и тот же жест может иметь разное символическое значение в разной культурной среде. Чтобы интерпретировать любые жесты, поступки, поведение людей, нужно хорошо знать их символическое значение; забвение этого обстоятельства порождает в этнографической литературе многочисленные недоразумения, когда на основании определенного поведения людей делается вывод о присутствии или отсутствии у них тех или иных качеств, а потом выясняется, что это поведение или эти жесты имеют совершенно не тот смысл, который приписали ему этнографы, исходя из норм своей собственной культуры.
Область исследования психологических характеристик больших групп является наиболее "социологической" частью социальной психологии, настолько, что при некоторых построениях курса социальной психологии эта проблема вообще опускается. Отклики такой постановки вопроса можно встретить и в современной отечественной социальной психологии, во всяком случае тенденция отдать проблематику больших групп социологии достаточно распространена. Вместе с тем полезно было бы обратить внимание на тот факт, что в концепциях, разрабатываемых в настоящее время исследователями в странах Западной Европы, особенно сильно подчеркивается мысль о том, что без анализа больших групп упускается тот самый социальный контекст, который и делает социальную психологию социальной. Трудности, стоящие на пути исследования этой проблемы, должны умножить усилия, направленные на ее разработку, а не порождать стремление игнорировать ее.
Привести пример массовой паники. И хотя явление паники весьма трудно поддаётся исследованию (как и многие процессы больших социальных групп), все же существуют примеры её исследования. Американскими психологами был проведен своеобразный эксперимент. 30 октября 1938 года в США радиокомпанией Эн-би-си была организованна передача по книге Г. Уэллса "Война миров". По официальным данным, около 1 200 000 человек ( это приблизительно 90% аудитории радиослушателей ) самых различных возрастных и образовательных слоев пережили состояние, близкое к массовому психозу, поверив во вторжение марсиан на Землю. Хотя многие из них точно знали, что по радио передается инсценировка литературного произведения (трижды это объяснялось диктором). После данной передачи были проведены исследования, в ходе которых выяснилось, что приблизительно 400 тыс. человек "лично" засвидетельствовали "появление марсиан". Таким образом, данный пример ещё раз подтверждает тот факт того, что непосредственным поводом к панике является появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок. В дальнейшем паника наращивает силу, когда включается в действие рассмотренный механизм взаимного многократного заражения. Заражение, возникающее при панике, нельзя недооценивать, в том числе и в современных обществах.
Таким образом, в современном обществе представлен самый широкий спектр социальных движений. Их значение определяется уникальным вкладом в процесс развития гражданского общества. Если общество подавляет социальные движения, то оно уничтожает собственный механизм самоулучшения и саморазвития.