23. Характеристика социально-психологических явлений в больших социальных группах.

Каждый человек включен в различные социальные общности, или большие группы. Существуют два вида общностей людей, которые определяют специфические социально-психологические особенности групп. Основанием для разделения этих видов групп служит характер связей. В первом случае — это объективные социальные связи данной общности (социальный класс, нация и так далее). К другому типу общностей относятся группы, принадлежность к которым является результатом сознательного стремления людей к объединению на основе общих целей и ценностей (профессиональные ассоциации, партии, общественные движения). Психологические явления составляют основание этих объединений. Это — психологические общности.
Большие социальные группы классифицируются и по другим признакам. По длительности существования выделяют более долговременные (классы, нации) и менее долговременные (митинги, аудитории, толпа) группы. По характеру организованности группы делятся на стихийно возникающие (толпа) и сознательно организованные (партии, ассоциации). Можно также говорить об условных и реальных группах. При этом существенным считается признак контактности и взаимодействия. Половозрастные и профессиональные группы являются не реальными, а условными. К реальным большим группам с короткими, но тесными контактами относятся митинги и собрания. Большие социальные группы могут быть открытыми и закрытыми. Членство в последних определяется внутренними установлениями групп.

Феномены:
- организованные
- неорганизованные
В больших соц группах организованные - психология наций, классов, религии, политическая психология, организационная психология.
Неорганизованные - психология толпы, паники, очередь, массы, воздействия/влияния, слухов, реклам.

Явления По их отнесенности к личности:
- психологические отношения
- социальные установки
- социальные ценности
- социальные позиции

Явления По их отнесенности к психологическим феноменам:
- рационально упорядоченные (социальные взгляды, представления, мнения, убеждения, традиции и так далее)
- эмоционально упорядоченные (из больших групп - социальные чувства и настроения)
- рационально и эмоционально неупорядоченные (только в больших группах - массовидные явления)

Явления по устойчивости:
- динамичные (различные виды общения)
- динамико статичные (мнения и настроения)
- статичные (обычаи, традиции в больших социальных группах)

Механизмы, осуществляющие функционирование этих феноменов:
1) подражание (социально психологический процесс следования личности или группы какому-либо эталону или образцу)
2) заражение (механизмы передачи эмоционального состояния от одного человека или группы к другому человеку или группе)

Классовая психология - это психологические явления, возникающие в процессе взаимодействия, взаимовосприятия, общения и взаимоотношений представителей различных классов, а также социально-психологические особенности их представителей. Обычно к этому виду явлений относят психический склад класса, а также специфику мотивации, настроений, отношений, поведения его представителей.
Под классами понимаются большие, организованные группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства (закрепляемому в праве собственности), по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли богатства, которой они располагают (в виде процента на выложенный капитал, зарплаты или иных доходов).
Классы появляются на определенной ступени развития производительных сил, когда создается излишек продукта, который можно присвоить. Это значит, что классы возникают как результат развития производительных сил.
Класс является одним из главных субъектов сознания общества и под воздействием этой общности складываются основные социально-психологические явления (общественные отношения, социальное взаимодействие и взаимоотношения, общение и настроения людей).
Психология класса включает в себя его потребности, интересы, ценностные ориентации, ролевые представления, нормы поведения, традиции и другие социально-психологические явления.
Потребности класса - это побудительные силы его активности и развития. Специфика деятельности класса развивает у его представителей одни потребности и подавляет другие. Предпринимательская деятельность, например буржуазии, формирует у ее представителей ярко выраженную потребность выстоять в конкурентной борьбе, сохранить себя в составе привилегированного класса и обеспечить получение новой прибыли.
Интересы класса - другая важнейшая его движущая сила, обусловленная положением класса в системе производственных отношений данного общества. Интересы могут различаться по степени зрелости, которая зависит главным образом от уровня развития объективных потребностей класса. Все попытки какого-либо ущемления интересов класса, особенно со стороны государства, воспринимаются его представителями как покушение на их жизненные устои. Социальная действительность показывает, что ни один класс, ни одна из межклассовых групп не поступается своими интересами добровольно, на основе нравственно-этических соображений или призывов к гуманизму, к учету интересов другой стороны, других классов или социальных групп. Конфликт классовых интересов обычно приводит к возникновению классовой борьбы.
Ценности (ценностные ориентации) класса - это выработанные его общественным сознанием идеалы, обусловленные характером собственности на средства производства. Ценности объективно определяются экономическими условиями деятельности класса. Например, у предпринимателей-собственников, вся жизнь которых проходит в жесткой конкурентной борьбе, ценностная система базируется на догмате святости и неприкосновенности частной собственности, являющейся залогом личного раскрепощения, единственным средством достижения благополучия и независимости для себя и своих потомков.
Ролевые представления класса - его взгляды, являющиеся результатом осмысления своей роли в обществе и ценностных ориентации, выработанных на основе повседневной деятельности.
Нормы поведения класса - определенные предписания, пожелания и ожидания, предъявляемые к его представителям. Класс с помощью норм, выработанных им, предъявляет своим представителям такие требования, которым должно удовлетворять их поведение и которые регулируют, контролируют, направляют и оценивают их поступки и действия.
Традиции, обычаи и привычки класса - устоявшиеся правила, принципы и стереотипы жизни и деятельности членов класса, важные регуляторы их поведения. С их помощью, как и других элементов психологии класса, он превращается в устойчивую и организованную общность людей.
Классовые различия в обществе возникают на основе общественного разделения труда и появления частной собственности на средства производства и поэтому являются основными среди других различии между людьми.
Для того чтобы научно обоснованно выявить психологические характеристики классов и межклассовых слоев изучаемого общества, необходимо знать и различать:
1) детерминанты классовой психологии;
2) основу ее образования.
Если в качестве детерминантов психологии класса выступают социально-экономическое положение класса, его место в общественной системе, отношение к средствам производства, историческая роль, уровень его развития, социально-экономические отношения, составляющие существо данной формации, то основу образования психологии класса составляют условия его жизни, характер общественно-практической деятельности, отношения с другими классами и межклассовыми группами, социальный опыт, образ жизни и многие другие субъективные и объективные характеристики жизнедеятельности его представителей.
Обычно различают следующие психологические особенности представителей рабочего класса, буржуазии, средних и маргинальных слоев населения.
Основными характеристиками психологии рабочего класса являются: трудолюбие; меньшая удовлетворенность своим социальным и материальным положением; слабый социальный конформизм; сильная мировоззренческая ориентированность; способность, а очень часто и настойчивое стремление к массовому выражению своих социальных и имущественных настроений и переживаний; большая подверженность влиянию идеологической (информационной, культурной, национальной и националистической) пропаганды и агитации; большая изолированность от близкого общения с представителями других классов и социальных групп; высокая степень внутриклассовой организованности и сплоченности и др.
Следует иметь в виду, что существуют значительные психологические различия между рабочими и крестьянами, которые обусловлены неодинаковыми условиями жизни в городе и в деревне. Сельскохозяйственные рабочие в большей степени выдержанны, настойчивы, менее подвержены перепадам в настроениях и переживаниях и т.д.
Отличительными психологическими особенностями класса буржуазии (высшие и средние собственники, высшие наемные управляющие, представители власти, финансовые олигархи) являются: рациональный образ мышления и деловой этики; самоотдача и самоограничение в производственной деятельности; индивидуализм и себялюбие; ярко выраженная потребность выстоять в конкурентной борьбе; высокое стремление в получении максимальной производственной и финансовой прибыли; преданность своему делу, проявляющаяся в том числе и в непрерывной нацеленности на его расширение, постоянное вкладывание в производство все новых и новых денег, стремление укрепить, расширить и усовершенствовать его, завоевать новые рынки сбыта продукции; высокая деловая (а часто и межличностная) агрессивность; стремление сохранить себя в составе привилегированного класса и др.
Средним слоям населения (мелкой буржуазии и мелким собственникам, интеллигенции и административному персоналу), как правило, присущи следующие особенности психологии: трудолюбие; преданность профессии и своему делу; высокая степень ответственности и чувства долга; высокий прагматизм и индивидуализм; компетентность и организационный талант; умение перспективно мыслить; наличие навыков эффективно организовывать свою деятельность и работу других люде и; часто присутствие ощущения неустойчивости (эфемерности) своего труда и своих усилий; периодическое присутствие чувства страха, бессилия, неспособности повлиять на ход событий и др.
Маргинальным слоям населения (безработным, нищим, бомжам) обычно присущи: неверие в свои силы, убеждение в безысходности своего положения, моральная и духовная деградация, социальный страх и др.

Национальная (этническая) психология - это психологические явления, характеризующие взаимодействие, взаимовосприятие, общение и взаимоотношения представителей различных этносов (наций), а также их национально-психологические особенности Этническая психология существует и проявляется в форме национального самосознания, национального характера, национального темперамента, национальных интересов и ценностных ориентации, чувств, настроений и традиций (ее структурообразующая сторона) и национально-психологических особенностей (ее динамическая сторона) представителей конкретных этнических общностей.
Под этнической (национальной) общностью обычно понимается совокупность людей, объединенных такими признаками, как единство исторического развития, территории, языка, культуры и психического склада. В основе существования этнической общности лежит осознание ею своей целостности, выражаемой понятием "мы" по сравнению с понятием "они".
Национальная психика (нацонально-психологические явления) - составная часть общественного сознания людей, его важнейшего компонента - общественной психологии. Она реальна, проявляется в поступках и поведении людей и их групп и опосредует все формы их сознания - политику, право, мораль, религию, науку, искусство и философию. В свою очередь, этническая психология - это отрасль социальной психологии, изучающая национальную психику людей.
Национально-психологические явления проявляются по механизмам национальной установки и национального стереотипа и имеют определенные свойства, отражающие специфику проявления закономерностей. К ним относятся:
• способность детерминировать все другие психические явления (каждый представитель той или иной национальной общности мыслит, переживает, ведет себя, общается и действует так, как диктует ему его этническая среда и длительный национальный опыт развития);
• чрезвычайное многообразие (у каждой конкретной общности национальная специфика психических процессов и состояний, взаимодействия, взаимоотношений и общения имеют свои особые характеристики, что затрудняет их восприятие, изучение и осмысление);
• невозможность приведения их своеобразия к какому-то общему знаменателю (у представителей разных этнических общностей своя специфика проявления их психики);
• большие по сравнению с другими психологическими явлениями консервативность и устойчивость.
Национальная психика имеет свою структуру, включает в себя системообразующую и динамическую стороны.
В системообразующую сторону входят:
• национальное самосознание - осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности и ее положения в системе общественных (государственных, межэтнических) отношений;
• национальный характер - исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной этнической общности;
• национальный темперамент - их специфические поведенческие характеристики;
• национальные интересы и ориентации - общественно-психологические явления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической общности, служащие сохранению ее единства и целостности;
• национальные чувства и настроения - эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и ценностям;
• национальные традиции и привычки - прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся из поколения в поколение правила, нормы и стереотипы действий, общения представителей конкретной этнической общности.
Динамическая сторона психологии нации, которую обычно называют национально-психологическими особенностями людей, в отличие от системообразующей позволяет точно выявить и осмыслить специфику проявления и функционирования национально-психологических явлений. Принято считать, что в структуру динамической стороны национальной психологии входят:
• мотивационно-фоновые национально-психологические особенности (к ним относятся такие качества, как работоспособность, деловитость, осмотрительность, степень усердия, инициативности, настойчивости и т.д.), которые характеризуют побудительные силы деятельности представителей той или иной этнической общности, показывают своеобразие их мотивов и целей; " интеллектуально-познавательные, определяющие своеобразие восприятия и мышления носителей национальной психики, выражающееся в наличии у них специфических познавательных качеств, отличных от аналогичных у представителей других народов (особое сочетание таких характеристик, как степень приверженности логике, широта и глубина абстрагирования, скорость мыслительных операций, специфика организации мыслительной деятельности и др., с одной стороны, а также соотношение разных по силе, глубине, целостности, активности и избирательности восприятий, полноте и оперативности представлений, яркости и живости воображения и т.д. - с другой, обусловливают своеобразные параметры интеллектуальной активности и порождают специфические познавательные характеристики мыслительной деятельности представителей разных наций);
• эмоционально-волевые, обусловливающие функционирование у представителей той или иной этнической общности четко выраженных своеобразных эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит результативность деятельности (например, хорошо известны интровертированность и выдержанность англичан и немцев, большая возбудимость и горячность французов и ирландцев; многие исследователи также пришли к выводу, что наибольшей устойчивостью отличаются волевые процессы у англичан, эстонцев и китайцев, а более длительные волевые усилия способны проявлять турки, евреи и японцы);
• коммуникативно-поведенческие, охватывающие специфику информационного и межличностного взаимодействия, общения и взаимоотношения представителей конкретных народов (они находят свое проявление во взглядах и внешних формах поведения, в специфических приемах и способах передачи и обмена информацией и т.д.).

Политическая психология (политико-психологические феномены) - это психологические явления и процессы, характеризующие деятельность и поведение людей в борьбе за власть и в интересах конкретных политических организаций и являющиеся составной частью общественной психологии, с помощью которой осмысливается система политических отношений в государстве.
Сущность политической психологии реализуется в результате и процессе отражения политической реальности с учетом социальных интересов людей. Ее содержание составляют политические идеи, теории, взгляды, интересы, настроения и чувства людей, испытывающих влияние политики. Специфика политической психологии состоит в:
а) высокой степени выражения и отражения социально-классовых интересов людей;
б) активном влиянии политики на другие формы общественного сознания (право, мораль, религию, науку, искусство и философию).
Политическая психология выполняет определенные функции. Ее познавательная функция политического сознания призвана представлять систему знаний об окружающей политической деятельности людей. Оценочная функция политической психологии способствует ориентации людей в политической жизни, оценке политических событий. Ее регулятивная функция предоставляет людям ориентиры относительно их участия в политической деятельности. Интегрирующая функция политического сознания способствует объединению социальных групп общества на базе общих ценностей, идей, установок, а прогностическая функция создает основу для предвидения содержания и характера развития политических явлений и процессов. И, наконец, нормативная функция политической психологии служит основой для формирования общепринятого образа политического будущего.
Интерес психологической науки к проблеме власти обусловлен тем, что, во-первых, любой человек так или иначе стремится к власти над другими людьми, поскольку чувствует в себе определенные внутренние силы для этого, а очень часто и испытывает и превосходство над ними. Во-вторых, люди всегда играют (или выполняют) в обществе какие-то конкретные социальные роли, каждая из которых может быть (и, как правило, всегда является) неравнозначной ролям других людей. По этой причине каждый индивид во всех случаях или властвует или подчиняется. В-третьих, без отношений господства и подчинения (и власти) не может существовать ни одно государство, в том числе и демократическое.
Власть, властные отношения, таким образом, постоянно опосредуют поведение, деятельность и поступки людей, кардинальным образом влияют на их внутренний мир и взаимоотношения с другими индивидами. Под их воздействием происходят значительные изменения в обществе и окружающем мире, индивидуальном и общественном сознании.
Власти присущи универсальные социальные свойства: всеобщность; функционирование во всех сферах общественных отношений; способность проникать во все виды деятельности, связывать людей, общественные группы и противопоставлять их.
Научный подход к пониманию власти требует учета многообразия ее видов и форм реализации в обществе, тщательного анализа особенностей ее проявления.
Ведущую роль в политике и властных отношениях и грают политические лидеры. Классификация политического лидерства достаточно разнообразна. Обычно лидеров подразделяют на виды по социальной природе их авторитета (различают традиционного, бюрократического и харизматического лидеров), по отношению авторитета к людям (различают авторитарного и демократического лидеров), по отношению к политической системе (различают лидеров функциональных и дисфункциональных, конформистов и нонконформистов), и по стилю лидерства.

Религиозная психология - это психологические особенности взаимодействия, взаимовосприятия, общения и взаимоотношений верующих в Бога людей. К религиозной психологии обычно относят: религиозную веру, мотивы, ценностные ориентации, чувства, настроения и специфику общения верующих, а также их культовое и ритуальное поведение.
Религия является одной из форм (наряду с философией, правом, искусством, наукой и др.) общественного сознания социальных групп и личностей, с помощью которой люди общаются с реальностью, но не той, с которой мы сталкиваемся в повседневной действительности, а другой - лежащей за пределами обыденного опыта и представленной в голове человека в иллюзорно-фантастических образах, представлениях, понятиях.
Религия (религиозно-психологические феномены) - особая сфера проявления психики человека, связанная с поиском им духовной и психологической "ниши", идейных и других ориентиров и функционирующая в форме верований, практических действий и переживаний, к которым, как давно уже доказали психологи, люди обращаются тогда, когда они не способны решить свои повседневные проблемы собственными силами в борьбе за свое существование в трудных условиях окружающего их реального мира. Глубинные истоки религии, таким образом, берут свое начало в особенностях функционирования человеческой психики. Сами верующие склонны связывать свое первоначальное обращение к религии с "чудом", с неожиданным озарением и просветлением, с приобщением к Богу. Соприкосновение человека с реальностью религии есть его религиозный опыт.
Религия имеет свои психологические особенности. Во-первых, религия, как уже отмечалось, - эта специфическая форма общественного сознания (общественной жизни) людей, имеющая свои собственные особенности и вызывающая своеобразные состояния психики верующих. Во-вторых, религия предполагает наличие особых групп (групп верующих) и конфессиональной (групповой) исключительности. В-третьих, религия связана с верой в образы и понятия, которые считаются священными и трактуются как сверхъестественные. В-четвертых, религия подразумевает определенную совокупность верований, выраженных в религиозных канонах. В-пятых, религия предполагает особую совокупность определенных культовых действий и ритуалов.
Кроме того, религии: особое сочетание и взаимодействие идеологии и психологии, наличие своеобразных видов практического религиозного опыта верующих, преимущественная направленностью религии на постоянное удержание верующих под своим влиянием и непрерывный контроль за их психикой. Религия включает в себя проявления религиозного сознания, культов и деятельности религиозных организаций.
Религиозное сознание представляет собой составную часть общественного сознания, сферу духовной жизни общества, основанную на вере в сверхъестественное. Оно включает в себя два взаимосвязанных уровня явлений: обыденный и концептуальный (идеологический), или религиозную психологию и религиозную идеологию.
Религиозная психология представляет собой совокупность религиозных представлений, потребностей, стереотипов, установок, чувств, привычек и традиций, связанных с определенной системой религиозных идей, присущих всей массе верующих. Она формируется под непосредственным влиянием условий жизни и религиозной идеологии.
Религиозная идеология (как более или менее стройная система понятий, идей, принципов, концепций, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице профессиональных богословов и служителей культа) включает в себя:
• религиозную философию - наиболее общие представления религии о происхождении реального и потустороннего мира, боге, церкви, священнослужащих и верующих;
• теологию (богословие) - систему различных богословских дисциплин, излагающих и обосновывающих отдельные стороны вероучения (основой теологии является священное писание, содержащее совокупность "богооткровенных истин", которые и становятся объектом теоретических объяснений религиозных деятелей, чьи усилия направлены на то, чтобы привести в систему, обобщить и согласовать все элементы религии, приспособив их к массовому сознанию людей);
• религиозно-ориентированные теории - различные религиозно-экономические, религиозно-политические, религиозно-этические, религиозно-эстетические и другие концепции (в соответствии с принципами религиозного мировоззрения они интерпретируют различные аспекты экономики, политики, морали, права, этики, эстетики, искусства).
Религиозная деятельность осуществляется в виде проповедей, молитв, обрядов, богослужений, отправления церковных праздников и соблюдения постов, которые проводятся по законам, установленным религией и регулируются церковными служащими. Существует несколько основных типов религиозных организаций - церковь, деноминация, секта.
Церковь - религиозная организация, способствующая интеграции общества и действующая внутри него. В то же время она посредством поддерживаемых ею верований и представлений удовлетворяет большинство личностных запросов представителей всех социальных слоев. Церковь по своей природе придает огромное значение молитвам, которые она отправляет, системе вероучения, которая ею сформулирована, официальному управлению совершением богослужений и образованием со стороны духовной иерархии.
Деноминация - промежуточное звено между церковью и сектой. Этот тип религиозной организации не обладает такой универсальностью, как церковь, поскольку в ее деятельности часто проявляются классовые, национальные, расовые, а иногда и региональные интересы.
Секты - это небольшие нестабильные религиозные группы, которые не согласны с определенными религиозными традициями или даже выступают против некоторых из них и которые не склонны к компромиссу с государством и церковью. Они характеризуются, прежде всего, либо индифферентной, либо агрессивно-враждебной позицией по отношению к миру в целом, окружающему обществу, государству и церкви, стремлением к максимальной изоляции от них в своей замкнутости.
В настоящее время к основным известным религиям относятся: христианство, ислам, буддизм, иудаизм, индуизм, сикхизм, конфуцианство, даосизм.

Психология толпы
Есть типичные жизненные ситуации, в которых легко образуются многочисленные скопления людей (толпы), К ним относятся следующие:
• стихийные бедствия (землетрясения, крупные наводнения, пожары),
• общественный транспорт и транспортные узлы (вокзалы, метро и т. д.),
• массовые зрелища (спортивные матчи, эстрадные концерты и т. п.),
• политические акции (митинги, демонстрации, политические выборы, забастовки и другие акции протеста),
• места массовых празднований и отдыха (стадионы, площади и улицы городов, помещения и площадки для крупных дискотек и т.д.) и др.
Скопления людей, образующиеся в самых разных социальных ситуациях, тем не менее имеют много сходных признаков.
Основные признаки толпы
Толпой обычно называют такое скопление людей, которое в той или иной степени соответствует следующим признакам:
• многочисленность — как правило, это большая группа людей, так как в малочисленных группах с трудом возникают или совсем не возникают типичные психологические феномены толпы;
• высокая контактность, т. е. каждый человек находится на близком расстоянии с другими, фактически входя в их персональные пространства;
• эмоциональная возбужденность — типичными психологическими состояниями данной группы являются динамические, неуравновешенные состояния: повышенное эмоциональное возбуждение, волнение людей и т. п.;
• неорганизованность (стихийность) — эти группы чаще всего образуются стихийно, изначально имеют слабую организованность, а при наличии организации могут легко терять ее;
• неустойчивость цели — наибольшие споры возникают вокруг такого признака толпы, как ее цельность—бесцельность: общая для всех цель в этих группах, как правило, отсутствует или, при ее наличии слабо осознается большинством людей; кроме того, цели могут легко утрачиваться, первоначальные цели часто подменяются другими, нередко подставными и т. п. (поэтому когда говорится о бесцельности толпы как ее свойстве, то имеется в виду отсутствие обшей, всеми осознаваемой цели).
Следовательно, под толпой необходимо понимать многочисленное скопление людей, находящихся в непосредственных контактах друг с другом и в состоянии повышенного эмоционального возбуждения, характеризующееся изначальным стихийным своим образованием (или потерей организации) и отсутствием общей для всех осознанной цели (или ее утратой).
Виды толп
Различные виды толп выделяются на основании того, каким вышеперечисленным признакам они соответствуют, а каким нет, или какие новые специфические признаки у них появляются.
По уровню (или степени) своей активности толпы делятся на пассивные, активные и агрессивные.
Пассивные (спокойные) толпы отличаются прежде всего отсутствием эмоционального возбуждения. В таком состоянии люди слабо связаны друг с другом, они не обмениваются информацией и не могут совершать какие-то совместные действия. Люди, включенные в пассивные толпы, либо спокойно стоят в ожидании чего-то (например: встречающие на вокзале заранее ожидают приходящий поезд или собравшиеся на митинг ожидают его начала и г. п.), либо хаотично к относительно независимо друг от друга спокойно передвигаются (например: плотно скопившиеся люди рассматривают на какой-то плошали исторические и культурные памятники или отдельные так называемые транспортные толпы в метро или рядом с вокзалами и т. д.)
Активной толпой является всякая толпа, находящаяся в состоянии разной степени эмоционального возбуждения. Эмоциональная зараженность способствует появлению психологической готовности людей совместно действовать, у них формируются сходные социальные установки на определенные формы поведения, возрастает теснота связей между людьми, интенсивность обмена информацией и т.д.
При этом необходимо различать толпы в состоянии установочной (внутренней) активности, которые психологически готовы совместно действовать, но еще не действуют, и реально действующие толпы, т. е. активные и внутренне, и внешне.
В агрессивной толпе уровень эмоционального возбуждения и, соответственно, внутренней и внешней активности существенно возрастает.
Здесь принципиально появление нового состояния: накапливается психическое напряжение людей, основанное на возможных чувствах фрустрации, отчаяния, гнева и др. Чтобы толпа перешла из состояния просто активного в агрессивное, необходим всем понятный возбуждающий стимул (например, слух), вызывающи и общее возмущение, негодование.
И все же главная особенность агрессивной толпы — это деструктивное (разрушительное) поведение по отношению к окружающим предметам и людям. Например, типичными агрессивными толпами нередко становятся группы спортивных (футбольных, хоккейных и пр.) болельщиков-фанатов, поведение которых приводит к большим разрушениям во дворцах спорта, на стадионах, улицах.
Толпы, объединенные чувством страха, вызванного опасностью для жизни или нормального функционирования людей, делятся на спасающиеся и панические.
У них много общих характеристик:
• сильное эмоциональное возбуждение, основанное на остром переживании страха;
• низкий уровень осознания своих действий;
• некритичное отношение по отношению к обстановке и т. д.
Такие толпы могут возникать в различных общественных местах (театрах, гостиницах и т.п.) в случаях пожаров или другой опасности, на улицах и площадях крупных городов в условиях неожиданно приближающейся природной угрозы (урагана, грозы и т.п.). Однако между ними есть и различия.
Панические толпы отличаются от спасающихся прежде всего более высокой степенью угрозы для людей, полной утратой всякой организации; поведение людей походит на механические, автоматически совершаемые действия, они характеризуются так называемым суженным сознанием, когда люди многое из окружающего не воспринимают и могут неадекватно себя вести.
Спасающиеся толпы поддаются некоторой организации. Люди сохраняют остаточную способность к произвольной регуляции своего поведения, что позволяет им быть более адекватными окружающей обстановке, а их поведение сохраняет элементы предсказуемости.
Особым и довольно редко встречающимся видом толпы является стяжательская (иногда ее называют мародерская) — это скопление чрезвычайно активно действующих и нацеленных на грабеж людей, захват различных материальных ценностей, ставших легкодоступными в результате каких-то стихийных бедствий, например: брошенные дома, полуразрушенные магазины и склады при землетрясениях, наводнениях, крупных пожарах, техногенных катастрофах и т. п.
Толпы также могут быть демонстрирующими, т. е. выражающими свое отношение к каким-либо социальным событиям, действиям властей или в целом к условиям жизни.
Они могут принципиально различаться друг от друга по степени своей организованности и целенаправленности и в зависимости о г этого приобретать или утрачивать признаки толпы, например: различные акции протеста населения против политики своих правительств или акции социальных групп, добивающихся определенных прав в обществе и т. п.
Жизненная практика показывает, что даже тщательно организованные акции, с одной стороны, под влиянием различных факторов или просто со временем, легко могут терять организованность и целенаправленность, а с другой — могут вызвать, не желая этого, образование новых толп, затрудняющих организованное проведение этих акций. Поэтому для управления демонстрирующими группами люден целесообразно знать и учитывать психологию толпы.