25. Психологические особенности этнических групп
Традиции их исследования в социальной психологии. Зависимость осознания этнической принадлежности от социально-исторических условий существования этнической группы.
Понятие "психологический склад нации" и "национальный характер". Проблема этноцентризма. Понятие "этнического стереотипа". Относительность и историчность национальной психологии. Психологическое содержание проблемы соотношения национального и интернационального.
Критический анализ концепций культур-антропологии (Р.Бенедикт, М.Мид, Р.Линтон), концепции "базовой личности".
Задачи исследования психологии наций в современных условиях развития Российского общества.
Этносы - Большие соц. группы - общности людей, отличающиеся от малых групп наличием слабых постоянных контактов между всеми их представителями, но объединенные не меньше и потому оказывающие существенное влияние на общественную жизнь.
Психологические особенности различных этнических групп и, прежде всего наций исследуются этнопсихологией. Традиция исследования психологии этнических групп восходит к работам В. Вундта по “психологии народов”, где “народ” - некоторая этническая общность. Согласно Вундту, ведущим методом исследования психологии этнических групп должно быть исследование мифов, обычаев и языка, поскольку эти же самые образования составляют и структуру психологии этнических групп.
Свойства национально-психологических особенностей:
1) обладают способностью детерминировать на уровне личности или группы характер функционирования всех других психологических явлений, придавая им особую направленность;
2) невозможность приведения их своеобразия к какому-то общему знаменателю;
3) обладают еще большими по сравнению с другими психологическими явлениями консервативностью и устойчивостью;
4) их многообразие.
Этническая специфика в определенной степени концентрируется в историческом опыте каждого народа, и усвоение этого опыта через ближайшее окружение есть важнейшее содержание процесса социализации индивида.
В психологии этнических общностей различаются две стороны:
1) наиболее устойчивая часть – психический склад, куда включаются национальный, или этнический, характер, темперамент, а также традиции и обычаи;
2) эмоциональная сфера, куда включаются национальные, или этнические, чувства.
Национальный характер в качестве элемента психического склада – это фиксация каких-то типических черт, которые проявляются наиболее отчетливо именно в тех случаях, когда выступают не отдельные люди, а группы. В конкретных исследованиях обычно наблюдается довольно большое единодушие при описании черт национального характера у отдельных национальных групп.
Однако нельзя абсолютизировать отдельные черты характера как исключительное достояние определенных наций. Нельзя сказать, что какому-то народу присуще трудолюбие, а другому – общительность. Поэтому речь должна идти не столько о каких-то “наборах” черт, свойственных определенной нации, сколько о степени выраженности той или другой черты в этом наборе, о специфике ее проявления. Относительная устойчивость черт национального характера, несмотря на изменчивость социальной среды, объясняется тем, что возникает определенная инерция, обеспечиваемая путем межпоколенной передачи опыта.
В этнических группах иногда фиксируются и такие элементы психического склада, как темперамент и способности. Что касается темперамента, то речь должна идти, лишь о выявлении специфических сочетаний преобладающих типов темперамента, а не о жестком “привязывании” определенного типа темперамента к определенной этнической группе. Вопрос о способностях как элементе психического склада этнических групп вряд ли правомерен (из-за отсутствия адекватных методов исследования).
Игнорирование культурного (то есть и этнического) контекста может давать тенденциозный материал, который легко использовать в различных политических доктринах. Область изучения психологии наций настолько тесно связана с политической проблемой равенства наций, настолько прочно включена в идеологический контекст, что игнорировать эти аспекты и в сугубо профессиональном социально-психологическом анализе никак нельзя.
На уровне обыденного сознания опыт межэтнических взаимоотношений приводит к возникновению этнических стереотипов. Этнический стереотип – относительно устойчивые представления о моральных, умственных и физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей. В содержании этнических стереотипов различают относительно устойчивое ядро – комплекс представлений о внешнем облике представителей данного народа, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа.
Автостереотипы – мнения, суждения и оценки, относимые к данной этнической общности ее представителями. Их возникновение связано с развитием этнического самосознания, осознания собственной принадлежности к определенной этнической группе, формировании определенного “мы-чувства”, фиксирующего особенности своей собственной группы и отличие ее от других групп.
Гетеростереотип – совокупность положительных и отрицательных оценочных суждений о других народах, основанные на прошлом историческом опыте взаимодействия с данными народами.
Чаще всего этнический стереотип возникает из-за ограниченности межэтнического общения, когда черты, присущие единичным представителям другой этнической группы, распространяются на всю группу. Складывающиеся таким образом стереотипы в дальнейшем влияют на возникновение этнических симпатий или антипатий.
Факт осознания особенностей своей этнической группы обычно сопровождается констатацией различий своей и “чужой” группы, их оценкой (как правило, в свою пользу). Психологически при этом возникает явление этноцентризма – склонности воспринимать все жизненные явления с позиции “своей” этнической группы, рассматриваемой как эталон, то есть при известном ее предпочтении.
В рамках культур-антропологии было введено понятие “базовой личности”, фиксирующее в каждом индивиде именно те черты, которые роднят его с другими индивидами этой же этнической группы. Анализ базовой личности предполагал анализ способов ее социализации, то есть изучение семьи, норм, принимаемых группой, символов, принятых в данной культуре. Таким образом исследование было нацелено на выяснение условий формирования базовой личности, иными словами, условий, порождающих этнические особенности людей. Однако в этом случае условия оказались сведенными только к культурным символам, в то время как социально-экономические отношения оказались вне поля рассмотрения.
Поэтому задача, которая стоит перед социальной психологией – выявление национальных особенностей, в том числе различий в психическом складе, – остается актуальной и сегодня.
Политическая острота проблемы межэтнических взаимоотношений в современном мире заставляет решать вопросы изучения этнических различий с особой корректностью. Принцип равенства наций, характерный для политической программы демократических государств, не означает признания «одинаковости» наций. Следовательно, выявление национальных особенностей, в том числе различий в психическом складе, остается актуальной задачей. Эти особенности не могут быть абсолютизированы и должны рассматриваться как производные от определенных исторических условий, закрепленных на протяжении ряда поколений. Несмотря на относительную устойчивость этих черт, они способны исторически изменяться. Поэтому национальная психология выступает как историческое образование, этнический стереотип «лишь возводит в абсолют фактическую односторонность жизнедеятельности разных человеческих групп, обусловленную разницей условий существования и наличным мировым разделением труда».