10. Теоретические подходы к изучению малой социальной группы
То, что выделено серым – это из лекций. Я не уверена, что это нужно.
Малая социальная группа  - небольшое объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием (от 2 человек до 20 (30)).
Признаки малой группы:
- контактность (возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом)
- целостность (социальная и психологическая общность людей)
Явления в малых группах:
- организованные (очередь)
- неорганизованные (слухи)
По отнесенности к психологическим феноменам:
-рационально упорядоченные (социальные взгляды, мнения, представления, убеждения, традиции)
-эмоционально упорядоченные (психологический климат и атмосфера).
По устойчивости:
-динамичные (используются разные виды общения),
-Динамико-статичные (мнения и настроения)
-статичные (обычаи, традиции).
Механизмы функционирования:
-подражание группы какому-либо образцу,
-заражение (механизм передачи эмоционального состояния от одного человека/группы к другому).
По типу создания:
-естественные (существуют независимо от чего-либо)
-искусственные (группы в университете).
Формальные (членство носит формальный характер, есть предписание) и неформальные (возникают в результате внутренней потребности в общении).
Стабильные (семья) и временные (соседи по подъезду).
Референтные группы – группы, по отношению к которым индивид сравнивает себя и нормирует.
Структура малой группы:
1) формальная структура (определена формальными предписаниями: доцент-студент). Роль меняется в зависимости от предписания
неформальная структура (Система связей и коммуникаций, например, назначенный и реальный лидер)
3) социометрическая структура группы: (система симпатий и антипатий в группе). Автор Якоб Леви Морен
4) коммуникативная структура группы: группы бывают централизованные с фронтальной (один раздает указания всем), иерархической, радиальной (связи налаживаются через посредников) организацией; 
децентрализованные с цепной, круговой и полной организацией.
5) ролевая структура, т.е. кто какую роль выполняет в группе: координатор, погонщик, примеритель, инициатор, козел отпущения, вдохновитель и т.д.
Психологические механизмы формирования малой группы:
- формальные группы (механизмы вхождения в группы: привлекательность, например, я хочу быть студентом МЭСИ, потребность человека в общении и принадлежность) и
- неформальные: эмоциональная привлекательность, психологическая совместимость (механизмы влияния: подражание, внушение, эмпатия, идентификация).
Этапы развития малой группы:
По Макаренко (на примере педагогического коллектива)
1) первичный синтез, 2)дифференциация 3) вторичный синтез (интеграция)
Концепция коллектива Уманского
1)номинальная стадия 2)группа- ассоциация 3) группа- кооперация (появляются деловые отношения) 4)группа- автономии (внуреннее единство в эмоциональной и деловой сфере) 5)группа- коллектив (есть социальные цели)
Признаки коллектива: направленность (есть групповые мотивы и ценности,) организованность подготовленность к выполнению совместной деятельности, интеллектуальная, волевая и эмоциональная  коммуникативность, стрессоустойчивость
Концепция Такмена
Стадии:
1) проверка и значимость (ориентировка членов группы в поведении друг друга)
2) внутренний конфликт (нарушение взаимодействий, борьба за лидерство)
3) развитие групповой сплоченности
4) ролевая согласованность 
            Иерархия и соотношение социально-психологических феноменов
Взаимодействие, общественные и психологические отношения.
психологическая наука рассматривает взаимодействие как процесс влияния людей друг на друга, порождающий их взаимные связи, отношения, общение и совместные переживания. Из этого закономерно следует, что взаимодействие должно приниматься за единицу анализа в социальной психологии
Кроме того, в процессе производства и потребления материальных благ люди вступают друг с другом в различного рода связи, в основе которых, как уже говорилось, лежит взаимодействие людей. Так формируются общественные отношения. Их характер и содержание во многом обусловлены спецификой и обстоятельствами самого взаимодействия индивидов, целями, преследуемыми конкретными людьми, а также местом и ролью, которые они занимают в обществе.
Существует определенная система общественных отношений. В их основе лежат отношения материальные, над ними надстраивается еще целый ряд: социальные, политические, идеологические и др., в совокупности составляющие целую систему общественных отношений.
Общественные отношения можно классифицировать на основе разных критериев: 1) по форме проявления они делятся на экономические (производственные), правовые, идеологические, политические, моральные, религиозные, эстетические и т.д.; 2) с точки зрения принадлежности к различным субъектам различают национальные (межнациональные), классовые и конфессиональные и т.п. отношения; 3) исходя из анализа функционирования связей между людьми в обществе, можно говорить об отношениях по вертикали и горизонтали; 4) по характеру регламентированности общественные отношения бывают официальными и неофициальными
Все виды общественных отношений пронизывают в свою очередь психологические отношения людей, т.е. субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями индивидов, в них участвующих. Психологические отношения — живая «человеческая ткань» любых общественных отношений
Таким образом, сначала возникает взаимодействие между людьми, а потом уже как следствие — их общественные и психологические отношения.
Разница между общественными и психологическими отношениями состоит в том, что первые по своей природе, если так можно выразиться, «материальны», являются следствием определенного имущественного, социального и другого распределения ролей в обществе и в большинстве случаев воспринимаются как должное, носят в известном смысле обезличенный характер. В общественных отношениях вскрываются прежде всего существенные особенности социальных связей между сферами жизнедеятельности людей, видами труда и общностей. В них проявляется объективная зависимость друг от друга лиц, исполняющих определенные общественные функции (роли), но при этом безотносительно к тем конкретным индивидам, которые при исполнении этих функций вступают во взаимодействие и персонифицируют эти функции своими личностными характеристиками
Психологические же отношения — результат непосредственных контактов между конкретными людьми, способными выражать свои симпатии и антипатии, осознавать и переживать их. Они насыщены эмоциями и чувствами, т.е. переживанием и выражением индивидами или их группами своего отношения к взаимодействию с им подобными субъектами общественной жизни. Психологические отношения полностью персонифицированы, так как носят сугубо личностный характер. Их содержание и специфика наполняются, определяются и зависят от конкретных людей, между которыми они возникают.
Взаимодействие, психологические (общественные) отношения, восприятие людьми друг друга, обоюдное их влияние, общение и взаимопонимание между ними — это однопорядковые, но в то же время разноуровневые явления, которые не отделимы один от другого. Как общество не существует в виде самостоятельного «лица», вне составляющих его личностей, так и взаимодействие и психологические отношения не могут не проявляться вне их реального восприятия людьми, влияния их друг на друга и общения между ними.
Общественное (массовое) сознание и его структура. Общественное (массовое) сознание — это результат материальной, духовной и психологической жизни общества, его материального, социального и исторического развития. То есть, с одной стороны, это общественно-исторический, внеситуативный феномен. С другой — общественное сознание в каждый конкретный момент времени всегда имеет конкретную форму выражения.
Оно, во-первых, претерпевает вместе с обществом в целом, закономерное развитие и трансформацию. Во-вторых, общественное сознание в каждый момент своего существования (на каждом этапе своего развития) соответствует основным характеристикам общества, принимая в зависимости от них конкретные формы. По своему содержанию оно есть не что иное, как отражение в головах множества людей состояния их жизнедеятельности, общественных и психологических отношений как в историческом, так и конкретно-ситуативном плане.
Таким образом, общественное сознание выступает, с одной стороны, как процесс отражения действительности, а с другой — как определенный результат отражения, как его продукт, воздействующий на общественное бытие людей и их отношения.
Общественное сознание проявляется в единстве и определенном соотношении его научно-теоретического уровня (компонента), идеологии и уровня обыденного сознания, ядром которого является общественная психология.
Идеология как компонент общественного сознания есть теоретическое, системно-научное осознание (отражение) людьми действительности через призму их социальных интересов.
общественная психология представляет собой более динамичную форму отражения в сознании людей воздействий окружающего мира. Непосредственное отражение более активно влияет на практическую деятельность людей. Психика непосредственно отражает конкретные факты, события, явления общественной жизни, в то время как идеология формирует устойчивое отношение к ним, реальное поведение людей в связи с этими конкретными ситуациями. Психология изменяется вслед за динамикой трансформации факторов общественного бытия, непосредственно детерминирующих ее. Идеология же устойчива в той степени, в какой устойчивы коренные интересы человека и групп людей, она более консервативна.
Наконец, к наиболее общим особенностям собственно общественной психологии отражения, в отличие от идеологии, можно отнести следующие
•  высокую степень неоднородности психологических компонентов общественного сознания: исключительную стабильность одних элементов и динамичность, изменчивость других;
•  отсутствие необходимости дифференциации существенного и несущественного. Например, в общественной психологии условия быта, потребления отдельных людей по сравнению с общеэкономическими и общесоциальными условиями их существования и развития могут занимать неизмеримо более значимое место, чем в структуре идеологического отражения;
•  трудность в сознательном контроле, регулировании. Идеология в ее высших формах вносится в сознание, общественная психология вырастает из непосредственных условий бытия;
•  неравномерность в развитии идеологических и социально-психологических составляющих общественного сознания.
В этом и состоит главное различие в функциях психологии и идеологии в структуре общественного (массового) сознания.
Задача общественной психологии — отражать бытие, а идеологии — систематизировать результаты этого отражения. Но вместе с тем они неотделимы друг от друга. Существовать по отдельности они не могут, поэтому «взаимопроникают» друг в друга, составляя единое и неделимое целое.
Идеология и общественная психология воздействуют друг на друга. Более активная роль в этом процессе принадлежит идеологии.
Закономерности функционирования общественной психологии.
Во-первых, она находится в зависимости от материальных условий существования. Эта зависимость универсальна и многообразна, но всегда материальные условия жизни и деятельности людей детерминируют их чувства и настроения, определяют мотивацию и характер их деятельности, влияют на специфику взаимоотношений и общения друг с другом.
Во-вторых, общественная психология всегда носит конкретно исторический характер. Все ее проявления зависят от условий, в которых она функционирует. И последние всегда исторически специфичны, имеют свои собственные характеристики и отличия от других периодов развития общества. Соответственно, будучи вариативными и изменчивыми, общественно-психологические феномены претерпевают трансформацию по мере смены исторических эпох. Прикладные исследования подтвердили: каждому историческому периоду соответствуют и своеобразные формы проявления общественной психологии. На этой основе появилась даже особая отрасль социальной психологии, получившая название психоистория.
В-третьих, общественная психология вплетена в непосредственную жизнь и деятельность людей, наполняет их социальным смыслом, рациональными компонентами и эмоциональными переживаниями, наделяет их содержание многими противоречиями, но в то же время возводит направленную активность людей в ранг многопланового искусства с присущими только ему особенностями.
в-четвертых, общественная психология всегда находится в определенной динамике. Последнюю нужно хорошо знать. Необходимо учитывать этапы ее развития, представлять, какие формы проявления социально-психологических феноменов соответствуют каждому из них, какие трансформации здесь возможны, какие из них способствуют существованию и совместной деятельности людей, а какие просто представляют угрозу для них.
Определяющим фактором возникновения, функционирования и развития общественной психологии выступает общественное бытие, под постоянным воздействием которого она всегда находится. Общественное бытие порождает интересы, мотивы поведения, социальный заказ, определяющие ориентацию, избирательность, общее направление развития эмоций и чувств, воли и мыслей, познавательной деятельности людей.
Механизмы функционирования социально-психологических феноменов
Социально-психологические явления и процессы проявляются на основе универсальных механизмов, к которым обычно относят: подражание, заражение и идентификацию.
Сущность подражания. Подражание — это социально-психологический процесс следования личности или группы какому-либо эталону, образцу, проявляющийся в принятии, заимствовании и воспроизведении внешних (поведенческих) или внутренних (психологических) особенностей других людей, В социальной психологии его обычно рассматривают в двух планах:
1)  как подражание какому-то конкретному человеку;
2)  как подражание нормам, выработанным группой; и трех формах:
а)  копирования — осуществления того же, что делает и другой человек;
б)  конгруэнции — осуществления согласованных действий людей и групп;
в)  референтности — когда человек копирует или конгруэнтен людям (группе), не присутствующим при данном контакте.
Сущность заражения. Заражение — социально-психологический механизм передачи эмоционального состояния от одного человека или группы к другим в условиях непосредственного контакта, отражающий их подверженность определенным состояниям и психологическому воздействию (влиянию) со стороны других людей.
В отличие от подражания в содержательной стороне заражения доминирует бессознательная, невольная (психофизиологическая) предрасположенность человека или группы к переживанию определенного настроя и доведения накала слабо контролируемых чувств до достаточно высокого уровня.
При заражении важную роль играет степень общности оценок и установок человека (группы) с оценками и установками заражающих их других людей или степень уподобления их образцам для подражания. В целом, чем выше уровень самосознания индивида или группы, оптимальнее их здравый смысл и способность контролировать свои действия и поступки, тем труднее люди поддаются заражению. В то же время при наличии и активном функционировании указанных характеристик роль самосознания в сдерживании процесса заражения не так велика. Скорее она влияет на большую или меньшую степень продуманности деятельности и поведения.
Сущность идентификации. Идентификация — это социально-психологический механизм познания личностью или группой других людей в ходе непосредственных или опосредованных контактов с ними, при котором осуществляется сравнение или сопоставление внутренних состояний или положения партнеров, а также образцов для подражания со своими психологическими и другими характеристиками.
Идентификация представляет собой процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом. Это механизм социализации личности, осуществляющий «присвоение» индивидом своей человеческой сущности. В отличие от идентификации обособление — механизм индивидуализации личности, воплощенный в стремлении человека выделиться из числа других, закрыться, отстраниться.
Частный случай обособления — отчуждение, характеризуемое как эмоциональная холодность, лишение близости и доверия.
Идентификация имеет двойное воздействие на развитие личности: с одной стороны, формирует способность к установлению положительных отношений с людьми, ведет к развитию социально значимых качеств. С другой — может привести к растворению индивида в другом человеке, выхолащиванию индивидуального. Обособление в свою очередь дает возможность общающимся людям сохранить свою индивидуальность, чувство собственного достоинства. Через обособление развивается ответственность, самостоятельность.
Идентификация в противоположность нарциссизму играет огромную роль в поведении и духовной жизни человека. Ее психологический смысл заключается в расширении круга переживаний, в обогащении внутреннего опыта. Она известна как самое раннее появление эмоциональной привязанности к другому человеку. Кроме того, идентификация часто выступает элементом психологической защиты людей от объектов и ситуаций, вызывающих страх, порождающих тревожные и напря-' женные состояния. Благодаря ей также достигается символическое обладание желаемым, но недосягаемым объектом. При расширительном толковании идентификация представляет собой неосознаваемое следование образцам и идеалам, позволяющее преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности.
Идентификация — феномен, который существует в сознании только одного индивида, пары людей или группы (общности). Именно это ощущение (конкретно-чувственное отражение) выражает неразделимость общности людей. Ему не обязательно соответствует реальное сходство личностей. Между объективным и субъективным (представляемым) сходством, тождеством существуют разные зависимости.
В элементарной единице взаимодействия (паре индивидов) возможны следующие сочетания объективного и субъективного сходства, тождества личностей: а) объективное и субъективное сходство; б) объективное сходство и субъективное различие; в) объективное различие и субъективное сходство; г) объективное и субъективное различие. Если на первых этапах общения субъективное (видимое в представлениях) сходство-отождествление более существенно, то по мере упрочения взаимоотношений объективное сходство становится решающим.Идентификация может классифицироваться в соответствии с тем, кто и что является точкой отсчета: личность воспринимающего и оценивающего или личность другого человека. В первом случае собственные личностные качества отождествляются с качествами другого человека. При этом субъективное (в представлении) сближение качеств и оценок осуществляется через приписывание другому своих личностных особенностей. Во втором случае отождествление идет также через сравнение другой личности со своей, но сближение качеств и оценок в представлении осуществляется благодаря приписыванию себе личностных особенностей другого.
Такая дифференциация связана с типом доминирующей тенденции — идти в восприятии и оценках «от себя» или «от другого». Тенденция идти «от других» считается более плодотворной как в плане развития самой личности, так и всей системы межличностных отношений разнообразных общностей.